Маркировка при переменном трехфазном токе
Определить элементы электроустановок помогут «подсказки», которые выражаются в цветовом и буквенном обозначении шин и проводов. Они выбираются неслучайно. Их регламентируют стандарты.
Существует два способа цветового обозначения шин. Первый подразумевает, что маркировка электрических шин наносится на этапе изготовления. Производитель использует изоляцию разных цветов. Второй подойдет в тех случаях, когда изделие имеет один цвет. В таких ситуациях используют цветную изоленту, с помощью которой отмечают разные фазы.
В случае с трехфазным током маркировка будет выглядеть так:
Фаза «А» окрашивается в желтый цвет.
Фаза «В» окрашивается зеленым цветом.
Фаза «С» окрашивается красным цветом.
Плюсы и минусы
К преимуществам соединительных шин для автоматов относят следующие моменты:
- существенное уменьшение проводков, помещенных в щитке, что позитивно сказывается на аккуратности монтажа и эстетичности внешнего вида конструкции;
- значительное облегчение ремонта и обслуживания приспособлений ввиду упрощенного отслеживания их рабочей схемы;
- повышенная выдержка нагрузки (до 63 А);
- гарантия высокой надежности и качества подсоединений без нагрева рабочих контактов.
Несмотря на все достоинства, рассматриваемая конструкция обладает рядом минусов, а именно:
- проведение ремонтных работ и технического обслуживания требует отключения питания всех совмещенных приборов, что вызывает определенные неудобства;
- при усовершенствовании распределительного щитка требуется замена соединительного элемента либо монтаж перемычки, что негативно скажется на качестве подключения;
- при замене перегоревшего автомата требуется ослабить клеммы на каждом устройстве, иначе снять гребенку не выйдет;
- необходимо подбирать приспособления идентичных марок;
- подключение соединительной шины для автоматов намного дороже перемычек;
- конструкция, в которой используются указанные соединители, должна взаимодействовать минимум с шестью приборами, иначе ее эксплуатация нецелесообразна.
Особенности установки нулевой шины
Для подключения клеммной колодки нужно следовать инструкции:
- Щит обесточивают, выкрутив пробку или отключив автомат.
- Выбирается наиболее подходящее место в щитке для установки колодки.
- Установив шину, нужно проверить прочность крепления.
- Затем поочередно подключают все необходимые проводники нулевого значения.
- Затем подающий ноль также прикручивают к шине.
- После этого окончательно проверяют затяжку болтов и подключают электричество.



Правила установки
Устанавливая шину закрытым способом первым делом вы защищаете важное электрическое оборудование от нежелательного проникновения посторонних лиц, которые своими действиями могут повредить важные элементы

При использовании нулевой колодки, которая фиксируется в щитке на дин-рейке и коммутирует контакты с помощью винтовых соединений, возможность ее заземления не предусмотрена.

Каждый из проводников, как нулевой, так и фазный должны иметь одинаковое сечение по всей длине провода. Шина имеет такие же требования, поэтому действительным считается то сечение, которое является наименьшим на данном участке электромагистрали.




Характеристики нулевых шин
Разные шины могут использоваться такими способами:
- К шине открытого типа имеющей стороны 6*9 или 8*12 проводники могут крепиться как по центру, так и по краям конструкции.
- К шине закрытого типа со сторонами 6*9 или 8*12 проводники крепятся через отверстия сбоку или сверху. Для монтажа на щит предусмотрены полимерные “лапки”.
- HCD — шина, размерами 6*9 или 8*12 может крепиться как на дин-рейку, так и на корпус.
- Шина, имеющая изолятор CD, с размерами клемм 6*9, устанавливается в центре дин-рейки.
- Кросс-модуль также является нулевым коммутатором, которая крепится на корпус или на дин-рейку щитка. Такой модуль имеет отверстия для контактов разного сечения.




Виды электротехнических шин
При помощи токопроводящих шин соединяют выключатели, контакторы, генераторы, разъединители, трансформаторы, компенсаторы и другие части промышленного электрического оборудования. От сечения таких соединительных частей зависит нагрузка, которую они выдерживают.
Существуют жесткие шины без изоляции. Это обычные прямоугольные пластины из меди или алюминия, которые устанавливают на крупных узлах. В числе мест установки жестких неизолированных шин входы распределительных устройств, соединения трансформатора с ГРУ или с КРУ и РУ. Также подобные соединения встречаются в закрытых РУ на количество энергии в 6–10 киловатт. Местом применения жестких шин без изоляции являются и трансформаторы, расположенные в шкафах. Помимо прямоугольного сечения таких соединений, существует и коробчатое. Оно рекомендуется для сетей с высокими нагрузками: благодаря коробчатому сечению обеспечивается лучшее охлаждение системы и меньшие потери энергии. Жесткие шины закрепляют в системе при помощи опорных изоляторов.
Ко второму стандарту соединений элементов электрического оборудования относят гибкие изолированные шины. Они представляют собой несколько тонких прямоугольных длинных пластин, помещенных друг на друга. Вместе их соединяет плотная изоляция из ПВХ или подобного материала. Гибкие шины легко установить, они не ржавеют со временем, наконец, их, в отличие от жестких аналогов, можно расположить ближе друг к другу – за счет этого экономится место. Устанавливают соединения при помощи контактных шайб и болтов, для чего предварительно пробивают отверстия. Закручивать нужно ключом с ограничителем. Кабельные наконечники не требуются.
Гибкие шины используют во всех видах электрического оборудования, вне зависимости от нагрузки сети. Например, это может быть связка ОРУ с блочным трансформатором или РУ на 35 киловатт.
Среди гибких токопроводящих шин особое место занимают плетеные. Они обладают наиболее высокой проводимостью и выделяют очень мало тепла. Такие соединения сплетают из полосок меди. В ряде случаев их производят под давлением при помощи диффузионной сварки. Через тонкие медные фрагменты пропускают электрический ток, в результате чего они привариваются друг к другу. Чтобы монтировать такие соединения, возможно придется сверлить установочные площадки, но так бывает не всегда. Плетеные шины соединяют шинные линии с любым оборудованием. Еще одним их достоинством является устойчивость к вибрациям. Поэтому плетеные шины применяют в сейсмоопасных зонах, а также в автовыключателях, токопроводах сварочных аппаратов или печах сопротивления.
Современные производители изготавливают большой выбор аксессуаров для шин. Это зажимы, биметаллические пластины, шинодержатели и изоляторы разных видов. Все это делает монтаж соединений разных видов достаточно простым делом.
Бескамерные шины. Достоинства и недостатки
Бескамерная шина
В большинстве современных автомобилей используется бескамерная резина. Конструкция легковых шин такого типа позволяет резине плотно прилегать к колесному диску, и удерживать воздух внутри благодаря специальной резиновой прослойке.
Даже при наличии прокола, воздух будет медленно выходить из колеса, а автомобиль сможет доехать до ближайшего шиномонтажного пункта. Подробней о достоинствах и недостатков камерных и бескамерных шин можно узнать из таблицы-сравнения .
| Плюсы | Минусы | |
| Камерные |
|
|
| Бескамерные |
|
|
Что касается стоимости, то она является явным преимуществом камерных покрышек. Приобрести такую резину можно недорого, цены по состоянию на 16.10.2018 стартуют от 12-13 долларов. В это же время бескамерные стоят не меньше 40 долларов за штуку.
Обозначение наличия или отсутствия камеры
Наличие или отсутствие камеры внутри покрышки обозначается буквами ТТ (от англ. TubeType) или TL (от англ. Tubeless).
Преимущества использования шинопроводов
Шина электрическая более удобна в применении, чем группа проводов Применение шины в электрике вместо кабельной продукции обеспечивает существенную экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов:
- Монтаж занимает в 2 раза меньше времени, чем прокладка кабеля.
- Срок службы – до 30 лет без необходимости сложного технического обслуживания.
- Гибкая конфигурация позволяет выполнить качественный и безопасный монтаж сети в зависимости от пути ее пролегания.
- Шинопровод имеет более эстетичный вид, чем групповая прокладка провода.
- Экранирование проводника исключает воздействие электромагнитного поля на расположенную рядом офисную технику.
- Конструкция пожаробезопасна и соответствует требованиям безопасности для уровня защиты IP55.
Особенности подключения ГЗШ в схемах TN-С и TN-С-S
В схемах собранных по этим стандартам заземляющий провод отсутствует или совмещается на отдельных участках проводки с нулевым N-нейтральным, допускается в качестве ГЗШ использовать РЕN шину. В распределительном щите на эту шину заводятся все провода от контура заземления, ЛЭП и заземление от различных групп проводки здания. При этом шина заземления соединяется отдельным проводом с шиной для линий с изолированной нейтралью N.

Таким образом, можно использовать стальной корпус шкафа в качестве главной шины заземления
Подключение ГШЗ в ВРУ расположенных на столбах ЛЭП
Особенность этого варианта подключения заключается в том, что шкафы ВРУ на столбах, имеют собственный заземлитель и очень часто подключаются к дому через кабель на троссовой подвеске.
В этих случаях на ГЗШ заводится провод от заземления столба, заземляющая линия ЛЭП, отвод от металлического троса. Кроме того главные шины ВРУ столба и ВРУ дома соединяются отдельной линией. Трос заземляется с обеих сторон, на шину возле ЛЭП и на шину в ВРУ для дома.
Какую соединительную шину лучше выбрать для дома?
Без соединительной шины сложно представить любой современный электрощит. Благодаря ей можно компактно и просто разместить различные модульных устройства в распределительном щитке. Нам больше не придется путаться в пучках проводов, с шиной значительно проще монтировать провода и, при необходимости, делать ремонт проводки.
Тем не менее, если вы поставили цель правильно организовать содержимое распределительного щита, следует приобрести соединительную шину, адаптированную к вашей электросети
Выбирая данное оборудование, обратите внимание на следующие параметры:
Количество фаз — 1-фазная соединительная шина позволяет «обрабатывать» только однофазные электрические сети. Нетрудно догадаться, что с таким оборудованием наши возможности сильно ограничены. Поэтому, если вы планируете обеспечить эффективную передачу энергии устройствам, работающим в трех фазах, вам потребуется соответствующая трехфазная шина коммутации
Обратите особое внимание на этот параметр, потому что возможная ошибка при выборе шины может свести на нет эффективность всей электрической системы дома. Некоторые магазины вместо фаз пишут количество полюсов, так что будьте внимательны;
Сечение и длина — это параметры, которые важны в процессе сборки шины, но они также отражаются на функциональности устройства, связанного с количеством модулей и устройств, которые могут быть подключены
Первое значение обычно дается в квадратных миллиметрах — соединительные шины немного меньшего размера обычно характеризуются поперечным сечением 10 мм2, хотя в магазинах вы также найдете товары с большим поперечным сечением, например, 16 мм2. Что касается длины, то она может любой, некоторые шины на 12 устройств могут достигать в длину до 1 метра;
Количество устройств — как вы можете легко догадаться, это значение говорит нам, сколько устройств может быть подключено к одной шине. Самые дешевые продукты позволяют работать примерно с тремя устройствами, но вы сможете без проблем найти соединительные шины для 8, 12 и более устройств. Все зависит от размера щита и количества устройств, которые планируется подключить к шине;
Номинальный длительный ток (Iu) — этот параметр информирует нас о том, с каким током наша шина сможет нормально функционировать. Превышение этого уровня приведет к повреждению изделия
Вот почему важно проверить, с каким максимальным номинальным током может работать интересующая вас шина. Эти параметры могут быть разными — в небольших электросетях достаточно 32А, но часто необходимо приобрести оборудование мощностью на 60А, 100А, 160А и даже более;
Максимальное номинальное рабочее напряжение (Ue) — как и в случае номинального тока, здесь также необходимо обратить внимание на максимальное значение параметра
Обычно он находится в диапазоне 500-800В;
Изоляция и ее прочность — не все соединительные шины оснащены отдельной изоляцией, но если вы планируете купить именно такое оборудование, обратите внимание на его прочность (Ui), которая должна составлять как минимум 2,5 кВ;
Соответствие стандартам — каждая сборная шина должна соответствовать действующим международным стандартам и российским стандартам ГОСТ, которые являются гарантией надежной работы и безопасности использования. При выборе изделия обязательно обратите внимание на соответствующую маркировку;
Класс воспламеняемости — параметр, важный по соображениям безопасности. Соединительная шина для электросети должна иметь класс V-0, который связан с так называемой вертикальной воспламеняемостью. Это значит, что образующееся пламя затухает менее чем за 10 секунд, в то время как материал, из которого изготовлена шина, не плавится и не капает на другие части проводки;
Количество рядов — для подключения большого количества предохранителей необходимо иметь многорядные шины — обычно с двумя или тремя рядами;
Количество модулей — на рынке вы можете найти как короткие соединительные шины, оснащенные 4 модулями, так и оборудование, разработанное для продвинутых электрических установок, которые могут иметь до 54 и более модулей. Они чаще всего используются в промышленности;
Степень защиты — это еще один важный параметр, обусловленный безопасностью использования электрической системы. Изделие должно, как минимум, иметь степень защиты IP20, что означает защиту от доступа к опасным частям пальцем и от твердых предметов диаметром 12,5 мм;
Материалы — соединительные шины хорошего качества изготовлены из прочного искусственного материала и меди, что защищает изделие от механических повреждений и даже коррозии.
Определение
Шины электрические соединительные позволяют объединить все элементы электроустановки в одно целое. По сути, это проводники, сопротивление которых находится на низком уровне.
При совокупности нескольких шин в одной точке говорят о шинопроводах. Как правило, они устанавливаются на изоляторах, которые одновременно служат в качестве опор. Прячется он в специальный короб (канал). Благодаря этому он защищается от факторов окружающей среды. Шинопровод всегда должен быть устойчивым к возникающим динамическим и тепловым нагрузкам, ударным тока электросети.
Шины электрические выполняются в нескольких исполнениях. Для их деления на виды предусмотрено несколько классификаций.
По способу исполнения выделяют гибкие и жесткие шины. Их по-другому называют плоскими и трубчатыми. Гибкие шины не перекручиваются. Они не должны обладать высокой степенью тяжения. Причем степень тяжения всех проводов должна быть одинакова. Под влиянием температуры длина шины может изменяться. Поэтому жесткие модели оснащаются гибкими перемычками, которые должны компенсировать эти изменения. Кроме того, они оснащаются виброгасителями.
Кроме того, шины электрические могут быть изолированными и неизолированными. Уже из названия понятно, что в первом случае шина имеет слой изоляции, а во втором – нет.
Преимущества использования шинопроводов

Шина электрическая более удобна в применении, чем группа проводов Применение шины в электрике вместо кабельной продукции обеспечивает существенную экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов:
- Монтаж занимает в 2 раза меньше времени, чем прокладка кабеля.
- Срок службы – до 30 лет без необходимости сложного технического обслуживания.
- Гибкая конфигурация позволяет выполнить качественный и безопасный монтаж сети в зависимости от пути ее пролегания.
- Шинопровод имеет более эстетичный вид, чем групповая прокладка провода.
- Экранирование проводника исключает воздействие электромагнитного поля на расположенную рядом офисную технику.
- Конструкция пожаробезопасна и соответствует требованиям безопасности для уровня защиты IP55.
Шина нулевая в корпусе щитка: конструктивные особенности
Конструкция нулевой шины:
- Токопроводящая жила из прочного металла.
- Пластиковое основание, которое в дальнейшем при монтаже устройства применяется для крепления на ДИН плоскость.
В свою очередь, устройство имеет отверстия, а также зажимные болты, которые применяются с целью закрепления используемых проводников. Такие отверстия и болтики применяются для безопасной разводки проводов нейтрали. Внешне шины отличительны по длине, способу монтажа и количеству отверстий для установки.
Для упрощения сервисного обслуживания и выполнения качественных работ по соединению токопроводящих жил, применяются медные или латунные металлы.
Такие сплавы продлевают срок эксплуатации устройства, обеспечивают бесперебойную работу всей системы. Есть шины в корпусе и без корпуса, однако токопроводящие элементы любых типов устройств схожи.
Для правильной работы устройства и обеспечения дифференциальной защиты потребуется правильное подключение устройств с разделением проводников NPE в щите. Если щит металлический, дополнительно используется нулевой провод от корпуса с изоляцией.
Преимущества использования шинопроводов

Применение шины в электрике вместо кабельной продукции обеспечивает существенную экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов:
- Монтаж занимает в 2 раза меньше времени, чем прокладка кабеля.
- Срок службы – до 30 лет без необходимости сложного технического обслуживания.
- Гибкая конфигурация позволяет выполнить качественный и безопасный монтаж сети в зависимости от пути ее пролегания.
- Шинопровод имеет более эстетичный вид, чем групповая прокладка провода.
- Экранирование проводника исключает воздействие электромагнитного поля на расположенную рядом офисную технику.
- Конструкция пожаробезопасна и соответствует требованиям безопасности для уровня защиты IP55.
Классификация шин по форме сечения
Поперечное сечение шин
В зависимости от формы поперечного сечения шинопровода различают:
- трубчатые конструкции;
- прямоугольные модели;
- коробчатые проводники;
- двух- или трехполосные модели.
Преимущества проводников с прямоугольным сечением – эффективное отведение тепла и низкое сопротивление силы тока, что снижает активную и ограничивает реактивную энергию
Таким образом удается обеспечить существенную экономию дорогостоящих энергоресурсов, что имеет важное значение для крупных коммерческих и производственных объектов
Область применения шинопровода прямоугольного сечения – монтаж сетей и распределительных устройств силой тока в диапазоне 2000-4000А. Возможно соединение нескольких плоских шин для получения двух- или трехполосных конфигураций.
Плоские и коробчатые модификации шинопровода находят применение в сетях, работающих под напряжением до 35кВ.
В зависимости от назначения и необходимых рабочих параметров для изготовления проводников могут использоваться:
- медь;
- алюминий;
- сталь;
- сталеалюминий — стальной сердечник, покрытый повивкой из алюминиевых проводов.
В числе преимуществ алюминиевых шин – антикоррозийная стойкость, отличные электропроводящие свойства, небольшой вес и приемлемая стоимость. Для их изготовления применяют низколегированные алюминиевые сплавы с незначительным содержанием кремния и магния для улучшения пластичности и прочности металла.
Медные шины с содержанием меди до 99% ни в чем не уступают алюминиевым, но имеют меньшее распространение из-за сравнительно высокой стоимости.
Kumho wattrun vs31.
KUMHO WATTRUN VS31 ir īsts vecais cilvēks starp elektriķu riepām, kas izlaists 2013. gada aprīlī. Tas ir pateicoties šai riepai, ka Korejas ražotājs ietilpst pirmā automašīnas modeļa veidotāja vārdā.
Riepa tika izstrādāta, lai palielinātu apgaismojumu elektrisko pilsētu automašīnās. Mērķis tika sasniegts, samazinot kopējo svaru (25% salīdzinājumā ar standarta modeļiem) un samazina izturību pret ritināšanu. Ar parametriem, piemēram, vilces intensitātes un bremzēšanas ceļš, Wattrun seko citiem šī ražotāja modeļiem.
Kumho Wattrun VS31 riepas tika izvēlētas kā oriģināls elektriskais transportlīdzekļu aprīkojums Renault Samsung SM 3.
История создания
Сборка и разборка начинки распределительных щитков связаны с различными проблемами соединения и размещения рабочих элементов. Особо эта проблема актуальна для обеспечения взаимодействия защитных приспособлений и автоматов в группах. Для этого требовалось организовывать несколько перемычек из проводов с требуемым сечением. Причем эта работа производилась вручную на месте с подгонкой проводов по размерам и обработкой соединений изолентой.
Такие виды подсоединения обладают рядом недостатков. Главный из них – отсутствие питания и автоматического выключения последующих перемычек. Подобные проблемы возникали из-за плохо организованного контакта, что приводило к дальнейшему перегоранию элемента.
Среди прочих минусов указанного способа отмечают следующие моменты:
- существенные затраты времени на монтаж, что обусловлено необходимостью замеров длины каждого отрезка проводки, зачистки изоляции, последующего опрессовывания концов;
- неэстетичная внешность приспособления по причине чрезмерного количества кабелей;
- неудобство установки приборов, располагающихся на специальной рейке выше автоматов.
Чтобы упростить и ускорить указанные работы, было придумано множество различных устройств, одним из которых является соединительная шина для автоматов.

Конструктивные особенности и последовательность монтажа главной заземляющей шины
Главная заземляющая шина представляет собой медную пластину с отверстиями для крепежных болтов, к которым прикручиваются наконечники проводов. Длина шины и количество отверстий зависит от размеров шкафа и количества элементов с проводами, которые необходимо заземлить. Производители делают шины различной длины, ширины с болтами, отличающимися по диаметру в зависимости от сечения провода и наконечника, который надо прикручивать.
К металлическому корпусу шкафа шина фиксируется болтами на изолированных подставках, при этом обеспечивается электрический контакт корпуса и шины. Располагается конструкция горизонтально, внутри нижней части ВРУ, так удобнее заводить и прикручивать провода для заземления. Благодаря изолирующим опорам на болтах для крепления всей конструкции, образуется расстояние между стенкой шкафа и шиной.
Таблица характеристик производимых шин для заземления:
| Тип | Ток в Амперах | Габариты в мм |
| ГЗШ-10 -1-10 | 340 | 265х310х120 |
| ГЗШ-10 -3-10 | 625 | 265х310х120 |
| ГЗШ-10 -3-20 | 625 | 265х310х120 |
| ГЗШ-10 -4-10 | 860/870 | 265х310х120 |
| ГЗШ-10 -5-10 | 1475/1525 | 265х310х120 |
| ГЗШ-10-2-10 | 475 | 265х310х120 |
| ГЗШ-21 -1-20 | 340 | 395х310х120 |
| ГЗШ-21 -2-20 | 475 | 395х310х120 |
| ГЗШ-21 -4-20 | 860/870 | 395х310х120 |
| ГЗШ-21 -5-20 | 1475/1525 | 395х310х120 |
Это позволяет зафиксировать и удерживать гаечным ключом головку болта с обратной стороны шины, чтобы надежно затянуть наконечники проводов
Обратите внимание, частая ошибка по невнимательности, перед опрессовкой наконечников все провода маркируются, потом не получится, придется обрезать наконечники и делать все заново
Если затягивать гайки на болтах неудобно, по причине малого расстояния между планкой и стенкой, болты крепления и диэлектрические опоры можно заменить на более длинные. Это увеличит пространство между шиной и задней стенкой, но надо учитывать, чтобы оставалось расстояние для закрытия дверцы шкафа.
Подключаются провода с желто-зеленой изоляцией по всей длине или одевается кембрик, термотрубка аналогичной расцветки в местах соединения к шине. На дверцах шкафа с внутренней стороны наклеивают схему, на которой указывается, откуда и на какую клему ГЗШ приходят линии заземления.
Рекомендации по монтажу
Если подсоединяемое количество автоматических выключателей меньше, чем число отводов на гребенке, лишние провода следует обрезать. Эту процедуру можно провести посредством использования любого подходящего инструмента, например ножовки по металлу. Шину и изолятор укорачивают отдельно. Это обусловлено тем, что второй элемент длиннее на несколько сантиметров
Указанные меры предосторожности дают возможность исключить появление короткого замыкания
На концах изоляторов ставят специальные заглушки, которые имеются в комплекте с основным устройством. Если указанные защитные элементы отсутствуют, допускается использование стандартной изолирующей ленты. Подсоединить соединительную шину-гребенку для автоматов сможет любой взрослый человек, особых профессиональных навыков для этого не требуется. Приспособление монтируется сверху подключаемых агрегатов с помещением каждого отвода в предусмотренный контактный отсек.




























