Принцип работы сплит-системы
Сначала выясним, как работает бытовая сплит-система – так будет проще понять, почему важны монтажные нюансы.
Как известно, домашний кондиционер традиционной конструкции состоит из двух блоков: один из них устанавливают в комнате, второй фиксируют на улице, с наружной стороны стены, на чердаке или в любом другом месте..
Процесс охлаждения воздуха в комнате происходит за счет непрерывного движения фреона и перехода его из газообразного состояния в жидкое, а затем наоборот. Когда хладагент находится в газообразном состоянии, он поглощает тепло, а в жидкой фазе – выделяет.
Процесс конденсации, то есть переход в жидкое агрегатное состояние, происходит при высокой температуре и давлении, а кипение, при котором газ испаряется, характеризуется низкими значениями.
Процесс теплообмена происходит следующим образом. Компрессор всасывает пар из испарителя (зона 1-1), сжимает его и направляет в конденсатор (зона 2-2). При этом хладагент сжимается до 20-25 атм., а его температура повышается до +90 °С. Там происходит охлаждение и конденсация.
Из кондиционера (3) хладагент, уже в жидком состоянии, через регулятор потока в условиях низкого давления возвращается в испаритель (4). Внутренний воздух нагревает жидкость, происходит закипание и переход в пар. И так процесс повторяется бесконечно.
Переход хладагента из одного агрегатного состояние в другое происходит и в теплообменниках, и в трубах
Чтобы процесс успевал вовремя начаться и закончиться, необходима определенная длина магистрали – вот почему важно учитывать требования по длине, установленные разработчиками техники. С устройством и принципом работы типового кондиционера разобрались, а сейчас переходим к нормам и правилам монтажа его блоков
Читайте так же: Водопроводные трубы углы тройники
С чего начинается монтаж трассы
Рассматривать вопрос монтажа коммуникаций нужно после выбора конкретной сплит-системы. Стоит понимать, что конструкция определенной модели может подходить лишь под отдельный диаметр трубок.
Помимо этого, максимальная длина коммуникаций у разных моделей тоже различается. У бытовых кондиционеров она составляет не более 20 метров. Это не значит, что при превышении нормы длины трассы прибор не будет работать. Тем не менее подобное нарушение повлечет за собой снижение производительности климатического оборудования.
Что нужно учесть до прокладки трассы
Перед стартом работ важно точно установить место монтажа кондиционера, поскольку сместить технику даже на сантиметр позже не удастся. Кондиционер — достаточно мощный прибор, который оказывает сильную нагрузку на электросеть, поэтому для его подключения используйте отдельную линию с автоматом-выключателем
Кондиционер — достаточно мощный прибор, который оказывает сильную нагрузку на электросеть, поэтому для его подключения используйте отдельную линию с автоматом-выключателем.
Перед трассированием следует выбрать самое подходящее место для монтажа внутреннего оборудования и рассчитать длину магистрали.
Занимаясь прокладкой конструктивных элементов, нужно учитывать следующие нюансы:
Запрещается выходить за границы расположения блоков сплит-системы по высоте
В зависимости от модели бытового кондиционера норма по высоте составляет от 7 до 12 метров.
Выполняя прокладку дренажа, важно обеспечить угол наклона для свободного стекания жидкости в канализацию. Если система укомплектована насосом, выталкивающим конденсат, это требование соблюдать необязательно.
Между потолком и верхней частью внутреннего блока нужно оставлять более 10 см пространства
Оно необходимо для нормальной циркуляции воздуха.
Перед установкой кондиционера следует уделить внимание меблировке комнаты, поскольку воздушный поток может быть направлен прямо на человека.
Не рекомендуется монтировать внутренний блок прямо над кроватью спальни, поскольку климатическое оборудование всегда шумит в рабочем состоянии.
С учетом перечисленных выше нюансов можно приступать к прокладке трассы и установочным работам.
Последовательность выполнения работ
Даже если до этого вы никогда не занимались прокладкой трассы своими руками, это не значит, что задача вам не под силу. Имея в своем распоряжении нужный инструмент и зная суть работы прибора, вы сможете осилить установку кондиционера без посторонней помощи.
Кроме оборудования нужны еще такие материалы:
- герметик;
- теплоизоляционный материал;
- медные трубки необходимого диаметра с латунными гайками.
Не будут лишними и средства защиты, поскольку штробление стен даже с применением бытового пылесоса поднимает в воздух много пыли. Да и заправляя кондиционер хладагентом, в случае его утечки вы рискуете получить повреждения дыхательных путей.
Самым важным считается этап подготовки, поскольку именно в этот период нужно максимально правильно рассчитать расположение блоков и элементов трассы.
Алгоритм выполнения работ выглядит следующим образом:
- разметка установки внутреннего блока на стене;
- разметка штроб в стенах с расчетом на уклон;
- штробление в стенах отверстий;
- укладка труб для холодильного агента;
- укладка трубы для дренажа;
- укладка электрокабеля и установка отдельной розетки под прибор;
- штробление в стене отверстия для подключения внутреннего блока.
Несмотря на всю сложность приведенных работ, соблюдая такой порядок действий, вы сможете сохранить эстетичный вид комнаты после установки кондиционера.
Монтаж труб к внутреннему блоку выполняется сзади оборудования через стену, в помещении на виду остается лишь пластиковая панель.
Стоит понимать, что метод штробления требует значительных физических усилий и денежных затрат.
Как работает кондиционер
В кондиционере хладагент (фреон) циркулирует по замкнутой системе. Непрерывный процесс его перехода из одного агрегатного состояния в другое обеспечивает охлаждение воздуха в помещении. В газообразном состоянии фреон поглощает тепло, а в жидком – отдает. При этом конденсация хладагента происходит при высоких показателях давления и температуры, а кипение – при низких.
Процесс происходит следующим образом.
В испарителе хладагент находится в парообразном состоянии. Его всасывает компрессор (участок 1-1) и сжимает до 15–25 атмосфер. В результате температура пара повышается до +70÷90 °С.
Из компрессора горячий пар направляется в конденсатор (участок 2-2), где охлаждается до температуры 10÷20 °С выше температуры атмосферного воздуха, конденсируется и превращается в жидкость.
Из конденсатора жидкий хладагент при высоком давлении и температуре попадает в регулятор потока. Здесь давление резко падает, небольшая часть жидкости испаряется, остальная попадает в испаритель (точка 4), где нагревается от воздуха в помещении, в котором установлен внутренний блок. Жидкость закипает и переходит в парообразное состояние. Далее процесс повторяется.
Что будет происходить в кондиционере при слишком короткой или, наоборот, слишком длинной протяженности фреоновой магистрали?
Оптимальная длина трассы при монтаже бытового кондиционера
Производитель бытовых кондиционеров поставляет агрегаты, заправленные хладагентом. Объем хладагента рассчитывается на определенную длину трассы, как правило средней считается длинна трассы от 3 — 7 метров. Рассмотрим два варианта длины трассы при монтаже кондиционеров — минимальная и максимальная, и их влияние на работу кондиционера в целом.
1.Если длина трассы больше указанной в паспорте изделия, производитель рекомендует произвести дозаправку агрегата, так как недостаток хладагента в системе ведет к некорректной работе кондиционера и излишней нагрузке на компрессор, что приводит к увеличению энергопотребления, снижению КПД кондиционера и преждевременному выходу из строя самого компрессора. Максимальная длинна трассы имеет ограничения, даже если производится дозаправка, как правило, это указывается в паспорте изделия. 2.Если длина трассы меньше 3 метров (к сожалению производитель не всегда указывает min длину трассы в паспорте изделия), какие проблемы при этом могут возникнуть после монтажа и дальнейшей эксплуатации кондиционера?
Рассмотрим, что происходит с хладагентом во внутреннем блоке кондиционера: на входе во внутренний блок, после капиллярной трубки хладагент имеет жидкое состояние. Перемещаясь по длине испарителя внутреннего блока он начинает постепенно кипеть (переходить в газообразное состояние), при этом выделяется холод, так как температура кипения фреона ниже 0ºС. При этом надо заметить — чем больше давление в системе, тем ниже температура кипения хладагента. На выходе из испарителя внутреннего блока хладагент должен быть 100% в газообразном состоянии, чего не происходит при длине трассы менее 3-х метров. Так как давление в системе увеличивается пропорционально уменьшению длины трассы, то и фреон (хладагент) не успевает полностью вскипеть именно во внутреннем блоке кондиционера и продолжает кипеть и в трубе магистрали, а следовательно может попасть в жидком состоянии в компрессор и привести к гидродинамическому удару — выходу из строя компрессора.
Для короткой трассы, так же присуще такое явление, как «булькание» фреона при работе кондиционера, что вызывает довольно неприятные ощущения.
Из всего изложенного можно сделать следующие выводы:
— Короткая трасса (длиной менее 3 метров) приводит к некорректной работе кондиционера и увеличивает риски выхода из строя компрессора, что является дорогостоящим ремонтом и, как правило, не относится к гарантии производителя! — Производить правильное техническое обслуживание наружного блока при таком монтаже стоит значительно дороже. — Производить ремонт наружного блока, даже незначительный, невозможно без его демонтажа, что автоматически приводит к вакуумированию системы с заправкой хладагентом и эти затраты сопоставимы с установкой нового кондиционера. — «бульканье» фреона, при короткой трассе, оставляет ощущение беспокойства и сомнения в правильности монтажа кондиционера и его бесперебойной работы в течение длительного времени.
Извечный вопрос — трасса длинной менее 3-х метров — ЭКОНОМИЯ или ПОТЕРИ!
Каждый принимает собственное решение, но прежде чем принять его, прочтите все еще раз!
Порядок монтажа трассы для кондиционера
Вначале определяются места установки блоков сплит-системы, после чего готовят стены для укладки медных трубок трассы. Диаметр отверстий в стенах должен позволять проводить через них трубки с учетом теплоизолирующей оболочки.
Точно так же определяется глубина штроб, в которые непосредственно укладываются изолированные трубки. После этого на свои места устанавливают блоки сплит-системы и проводят точный замер длины медных трубок. Для их разреза используется труборез, обеспечивающий идеальную форму кромок трубок.
Использование других инструментов приведет к тому, что невозможно будет обеспечить необходимую герметичность соединений, и к неоправданным потерям хладагента во время эксплуатации кондиционера.
В случае, когда трасса кондиционера меняет направление, для сгибания трубок используется трубогиб, предотвращающий появление микротрещин в местах изгибов. Концы трубок обрабатывают с помощью вальцовочных станков или приспособлений для получения идеального соединения с патрубками блоков сплит-системы.
Места соединений фиксируются латунными гайками с использованием герметиков. Обязательным элементом трассы является запас медных трубок на стыках (соединениях). Это необходимо на случай ремонта сплит-системы, когда потребуется снимать ее блоки. Для отсоединения трубок применяется труборез.
Раскручивание гаек по месту установки кондиционера не допускается, чтобы не повредить его важнейшие узлы (испарители и конденсатор). Затем, оставленный запас трубок, позволяет вновь соединить контур охлаждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его герметичности.
В случае механического повреждения медных трубок их полностью заменяют. Основные утечки фреона происходят через стыки (соединения) и места подобных дефектов, поэтому замена поврежденной трубки обходится значительно дешевле, чем постоянная дозаправка кондиционера.
Правильная прокладка (монтаж) трассы для кондиционера имеет определяющее значение для его нормальной работы. Для выполнения этой работы привлекаются наиболее квалифицированные специалисты, которых можно найти в сертифицированных компаниях. Банальное напоминание об этом обстоятельстве следует рассматривать не как рекламу чьей-то фирмы, а как неоспоримый факт, подтвержденный длительной практикой и данными статистики.
Несмотря на кажущуюся простоту монтажа трассы кондиционера, существует очень много правил и нюансов, которые в последующем окажут сильное влияние на срок службы кондиционера. И в заключении, приведем несколько фотографий с неправильным монтажем трассы с небольшими пояснениями, чтобы исключить подобные ситуации в Вашем доме.
Дополнительные опции к двухблочным кондиционерам
Любую сплит-систему можно оснастить всесезонным блоком, дренажной помпой, козырьком или антивандальным кожухом (коробом).
Всесезонный блок (стоимость 5000 руб. и выше) предназначен для увеличения диапазона рабочих температур для сплита. С падением температуры воздуха на улице до -5оС большая часть бытовых климатических систем работать не будет, поскольку высока вероятность обмерзания испарителя и образования льда в трубке для конденсата – приборы попросту не включатся. Чтобы сделать сплит-систему всесезонной – позволить ей обогревать или охлаждать помещение при температурах до -30оС – ее дооборудуют «зимним комплектом». Его состав и назначение:
- контроллер, управляющий интенсивностью вращения вентиляционной установки уличного блока. Данный блок управления ведет замеры температуры на улице и соотносит их с режимом работы сплит-системы, выставленным пользователем. Снижая или повышая скорость вращения вентилятора, контроллер задает объемы воздушного потока, направляемого к конденсатору и компрессору, сводя к минимуму возможность их промерзания;
- тэн, установленный на корпусе компрессора, разжижает масло путем его нагрева. На морозе вязкость масла повышается, а это препятствует работе компрессора;
- тэн, монтированный в дренажную систему, блокирует процессы формирования ледяной пробки, обеспечивая свободный сток конденсированной жидкости из блока-фена.
Описанные элементы всесезонного блока в полном составе необходимы для сплит-систем нижнего ценового сегмента. Если при этом сток конденсата происходит не на улицу, а в систему канализации на территории отапливаемого помещения, то потребности в нем нет. А в случае кондиционера с инверторным управлением компрессорной установкой нет нужды в контроллере, отслеживающем работу вентилятора внешнего блока – кондиционеры инверторного типа такими контроллерами уже оборудованы.
Пытаться круглый год отапливать дом с помощью сплит-систем, оснащенных всесезонным блоком, бессмысленно в принципе – как только температура воздуха вне помещения упадет ниже -15оС, КПД кондиционера понизится вдвое. Такие кондиционеры способны лишь временно решать проблемы с отоплением – к примеру, в межсезонье. А для поддержания температурного и влажностного режимов в помещениях с дорогим электрооборудованием, работающим бесперебойно, всесезонные сплиты подойдут лучшим образом.
Дренажная помпа (стоимость от 3000 руб.) призвана улучшить работу системы, отводящей конденсат. Процесс охлаждения воздуха в помещении сопровождается накоплением влаги, осаждающейся из воздуха на холодном испарителе внутри комнатного сплит-блока. С испарительных трубок капли конденсата стекают в чашу поддона, затем, по дренажной трубке, отводятся на улицу или в канализационную систему. В условиях, когда поддон-накопитель находится выше, а выход из дренажной трубки – ниже, жидкость стекает, подчиняясь земной гравитации. Если же гравитационный сток невозможен (блок фена находится ниже, чем выход дренажной трубки) либо неэффективен, необходима дренажная помпа.
Корпус помпы выполняется из пластика и представляет собой небольшой прямоугольный резервуар. Уровень жидкости в резервуаре определяет датчиком, включающем при заполнении насос, перекачивающий конденсат по дренажной трубке за пределы помещения (на улицу, либо в канализацию). Некоторые модели сплит-систем оснащаются дренажными помпами изначально, в заводских цехах.
Защитный козырек (цены от 1200 руб.) предохранит корпус уличного блока кондиционера от повреждений, наносимых сосульками и обледенелыми пластами снега, соскальзывающими с крыши при оттепели. Материалом для козырька служит 2 мм сталь, повредить его непросто. Однако для установки защиты от сосулек над внешним сплит-блоком придется выделять дополнительное пространство – от 200 мм и более. А это, с одной стороны, усложнит процедуру установки достаточно массивного уличного блока в случае монтажа под оконным проемом, с другой – помешает профилактическому обслуживанию в перспективе, ведь корпус сплита будет полностью скрыт козырьком. Рациональнее будет выставить основательный и широкий козырек над оконным проемом.
Антивандальный кожух (стоимость – в среднем 2700 руб.) образован просечно-вытяжной решеткой, приваренной к стальной раме. Он имеет форму прямоугольника и надежно защищает уличный блок кондиционера от посторонних, оставляя доступ только к нижней части прибора для профилактического обслуживания. Антивандальные кожухи выполняются как с защитными козырьками, так и без них. Их используют при монтаже сплит-систем на малой дистанции от земли, в чердачном помещении, либо на крыше.
Этап штробления
- Если все трубы – фреоновые и дренажная – идут рядом, углубление делается под наклоном в 3 градуса, чтобы не застаивался конденсат.
- Если дренаж располагается отдельно, уклон штробы нужен только для дренажного шланга. Фреоновую магистраль прокладывают без уклона. Можно провести по потолку или по стенам.
- Если нет возможности слить дренажную жидкость гравитационным способом, нужно предусмотреть установку насоса, с помощью которого вода будет удаляться из системы.
При разметке углубления нельзя делать резкие повороты, так как согнуть трубы для такого поворота будет невозможно. Нужно избегать острых углов, иначе будет залом медной трубки и фреон не будет циркулировать свободно.
Углубление делается по ширине 60 мм и в высоту 40 мм. Для дренажной трубки 20 мм в глубину и в ширину. Работа осуществляется штроборезом. Обычная болгарка и зубило не подходят, так как могут разрушить стену. В панельном доме это может нарушить несущие показатели стен.
С чего начать монтаж
Чем профессиональнее установлена система, тем дольше срок ее эксплуатации. Если нет уверенности в своих силах – лучше позвать специалистов. Они делают монтаж в такой последовательности:
- размечают штробы в стенах под наклоном для коммуникаций;
- штробят отверстия и закладывают трубы;
- проводят дренажную трубку под наклоном к канализации;
- электрики проводят электрический кабель в стене к отдельному щитку;
- пробивают отверстие для вывода труб наружу – к внешнему блоку.
Это самый сложный, но практичный вариант – на виду будет только декоративная пластиковая панель внутреннего блока. Все трубы заходят в него сзади, их не видно и эстетический вид помещения сохраняется. Дренаж также спрятан, вода не капает на голову прохожим.
Закладка трассы для кондиционера – какой способ выбрать
Самое сложное в процессе установки – это подготовка стен и укладка медных труб. Здесь нужно соблюдать правила, чтобы через время не пришлось заново переустанавливать систему. Легче смонтировать декоративный короб и спрятать все трубы под него. Здесь есть свои преимущества: при неполадках легче проверить трассу, не заделанную в стены. Для самостоятельного проведения работ следует рассмотреть оба варианта и выбрать подходящий.
Перед началом работ следует знать:
- передвинуть кондиционер даже на 2 см будет невозможно, поэтому с местом установки нужно определяться сразу;
- место для внешнего блока рекомендуется выбирать таким образом, чтобы к нему был постоянный доступ без услуг промышленных альпинистов – для обслуживания и самостоятельной очистки;
- если дом старый и проводка давно не менялась, есть опасность возгорания, поэтому перед установкой кондиционера электрики должны заменить все электрические коммуникации в квартире, чтобы они выдерживали нагрузку.
Что такое трасса кондиционера?
Каждая сплит система состоит, как минимум, из двух модулей внешнего и внутреннего типа. Количество внутренних модулей определяется мощностью оборудования и зависит от площади помещения.
Все модули соединяются между собой системой трубопроводов, обеспечивающих передвижение хладагента и слив конденсата.
Система трубопроводов, соединяющая внутренний модуль с внешним, а также кабельная питающая линия называются трассой кондиционера
Помимо трубопровода, все модули соединены кабелем, обеспечивающим питание и управление. Именно этот кабель и трубопровод, соединяющие все модули, и получили название – трасса кондиционера.
Куда установить блоки сплит-системы?
«Мастера все сами знают» — этой позиции следуют многие владельцы свежеприобретенных кондиционирующих установок и она полностью ошибочна, ведь пользоваться прибором предстоит не монтажникам, а значит и окончательное решение о местоположении обоих блоков принимать не им.
Выбор мест установки для внутреннего и внешнего блоков зависит от нескольких критериев. Рассмотрим их применительно к каждому из блоков по-отдельности.
Внутренний блок:
- следует продумать место установки так, чтобы органично ввести фен сплита в интерьер комнаты – прибор не должен выделяться на общем фоне;
- перед тем, как навешивать внутренний блок, необходимо проверить – выдержит ли стеновое покрытие его вес. Это условие действует для легких стеновых перегородок и капитальных стен, обшитых различными панелями (пластиком, гипсокартоном и пр.);
- внутренний блок сплит-системы нельзя устанавливать поблизости и над отопительными приборами (различными печами, радиаторами);
- расстояние от верхней и нижней плоскостей фена до любой близлежащей поверхности – от 300 мм и более. При меньшей дистанции сверху прибору будет недостаточно воздуха для обработки, при наличии преграды снизу – он будет поглощать холодный воздух, который сам же и выработал, что приведет к обмерзанию испарителя;
- положение блок-фена следует выбрать так, чтобы места работы и отдыха домочадцев не находились в прямом доступе холодного потока воздуха, им производимого;
- конец трубки, по которой отводится конденсат из внутреннего блока, необходимо позиционировать таким образом, чтобы вытекающая жидкость не поступала на окна соседей снизу и на пешеходные дорожки.
Внешний (уличный) блок:
массивный уличный блок сплит-системы устанавливается в месте, куда можно попасть беспрепятственно при каждом случае сервисного обслуживания. Учтите, что добраться до прибора, размещенного на отвесной стене без проемов, да еще и на значительной высоте, будет очень сложно, поэтому каждый вызов специалистов-ремонтников обойдется недешево;
в процессе работы из внешнего блока климатической системы постоянно выходит горячий воздух
Прибор следует выставить таким образом, чтобы этот воздух не поступал в окна нижних квартир;
от каждой из стенок уличного блока должно быть не менее 300 мм до какой-либо иной плотной поверхности, иначе он станет перегреваться и автоматически отключаться;
обратите внимание на паспортную шумность внешнего сплит-блока во время работы с максимальной нагрузкой – по условиям СНиП 23-03-2003 она не должна превысить 70 дБ.