Особенности и основные характеристики асфальтобетона
Материал имеет широкую сферу применения. Он ориентирован не только на создание покрытий дорог. Асфальтобетон получают посредством тщательного перемешивания битума и химических компонентов.
Для укрепления смеси добавляют инертные вещества. Они позволяют поверхности не деформироваться даже в случае сильной нагрузки. Асфальтобетон характеризуется твердостью и прочностью. Для повышения данных свойств используется щебень, гравий и песок.
Если рассматривать асфальтобетон, то его главное отличие от асфальта – возможность тщательного уплотнения. Характеристика достигается посредством искусственных добавок. Материал уже полностью уплотнен перед началом работ. Отличие между материалами также заключается в способе укладки и необходимом оборудовании. Без их наличия невозможно начать дорожные работы.
Существуют холодные смеси. Они набирают прочность при остывании поверхности. Затвердевание получается посредством устранения их состава углевода. Он входит в немедленную связь с воздухом и начинает испаряться. Химическая реакция происходит между добавками и битумов. Благодаря этому удается получить прочное покрытие. Оно обладает следующими преимуществами:
- Ремонтные работы производятся в любое время года.
- Ремонт ям не требует наличия специальной тяжелой техники или оборудования.
- Дороге не нужно время для сушки. После окончания работ по ней сразу же пускают транспорт.
- Широкое распространение и ассортимент материала. Для удобства использования производитель фасует смесь в пластиковые мешки. Вес составляет 25 и 30 кг. Это очень удобно, комфортно и выгодно.
- Максимальный срок годности составляет год.
Асфальтобетон характеризуется также рядом недостатков:
- У холодного варианта смеси повышена водонепроницаемость. При использовании горячего варианта показатель снижается в три раза.
- Покрытие страдает от сдвиговых нагрузок. От воздействия образуются волны.
- Высокая стоимость в сравнении с обычным асфальтом.
Применение
Асфальтобетонные смеси применяют для создания твердого покрытия пешеходных зон, автомобильных дорог, рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос аэродромов, различных площадок и иных поверхностей. Часто жидкая асфальтовая смесь применяется в ямочном ремонте. Она не требует уплотнения и выравнивания после укладки, дает возможность точно совместить поверхности покрытия старого и свежеуложенного, быстро застывает, позволяя через минимальный промежуток времени открывать движение.
Для покрытий тротуаров, декорирования пешеходных дорожек, разделительных полос, выделения определенных участков дорожного полотна используют цветной материал. Нужного эффекта удается достичь за счет рифления, тиснения, а также добавления в состав разноцветных минералов (песок из гранита, мрамора, цветной камень, пигменты).
Низкотемпературные рекорды
Технология горячего асфальтобетона существует с 1986 года. Для Сибири она, конечно, не идеальна: осенью и ранней весной у нас очень сложно добиться качественного ремонта дорог. Однако, говорят специалисты, в таких условиях выручает инженерная смекалка, хотя работы становятся более затратными. Даже подмерзшую яму можно залатать на века — разогреть горелкой, очистить, прогрунтовать и уложить обычный асфальт. Главная хитрость заключается в том, чтобы выдержать температурный режим уплотнения горячего асфальта — от +120 до +80 °С, тогда дорожная заплатка прослужит долго.
Холодная смесь отличается от горячего асфальта по составу — вместо вязкого битума в ней применяются жидкие, более текучие и эластичные битумы, с понижением температуры окружающего воздуха повышающие свою вязкость. Если горячий асфальт ГОСТ рекомендует укладывать и уплотнять при температуре +120 °С, то температура холодной смеси при укладке должна быть не ниже +5 °С. Нижний порог температур окружающего воздуха, при которых возможно работать с холодным асфальтом, определяется его составом. Особенно привлекательно выглядят обещания производителей холодного асфальта — так, одна из марок сулит укладку до -25 °С. Но крупные заказчики более осторожны в определении температурных минимумов, при которых возможно работать. «Работать при близких к нулю температурах — около +5 °С — можно и с обычным асфальтобетоном при условии введения в него добавок ПАВ и активированного минерального порошка, обеспечивающих адгезию, способствующих улучшению качества битума, — объясняет Денис Юминов, заместитель начальника Федерального управления автомобильных дорог „Байкал“. — Добавки повышают вязкость битума, усиливают взаимодействие его с камнем в смеси асфальтобетона, улучшают укладку. До середины октября в сухую погоду мы применяем горячий асфальт с использованием добавок. Холодным асфальтобетоном мы пользуемся при отрицательных температурах, даже в -16… -17 °С, только для мелкого ямочного ремонта».
Как пояснил заместитель руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Геннадий Савельев, «холодные асфальтобетонные смеси разрабатывают для разных температур, вплоть до — 20 °С. Но при ямочном ремонте они подойдут не для каждого участка дороги. Этот материал по своей структуре очень плохо сопротивляется сдвигу. Поэтому, если ремонтировать выбоины в местах торможения: на перекрестках, автобусных остановках, хорошего результата не добиться: асфальтовая заплатка крепко держаться не будет. Зато на „проходных“ участках улиц, где не бывает пробок, холодный асфальт проявляет себя хорошо».
Асфальтобетонное покрытие по температуре укладки (+ необходимости в уплотнении)
К данной классификации принято относить 3 разновидности асфальтовых смесей:
- 1. Горячие;
- 2. Холодные;
- 3. Литые.
Горячий асфальт является основным материалом для строительства автомобильных дорог. Перед укладкой данную смесь разогревают до 110-120°C, а чтобы она не потеряла своих характеристик, температура воздуха при укладке должна быть от +5°C. Горячий АБ отличается достаточно высокими физико-механическими характеристиками, что позволяет создавать качественное асфальтобетонное покрытие. После укладки данная смесь требует уплотнения.
Холодный асфальт используется для ямочного ремонта дорог, а также для асфальтирования небольших территорий. Преимущество данной смеси в том, что ее не нужно разогревать перед укладкой, так как разжижение битума происходит за счет добавления растворителей. Благодаря этому холодный асфальт может использоваться даже при минусовой температуре.
Однако физико-механические характеристики смеси ниже, чем у горячего асфальта, поэтому для строительства дорог холодный АБ не подходит – используется для ямочного ремонта дорог, а также, чтобы создать асфальтобетонное покрытие для пешеходных зон. После укладки смесь требует уплотнения.
Литой асфальт является разновидностью горячего АБ, имея при этом ключевую особенность. Во-первых, физико-механические характеристики данного материала выше, чем у других горячих смесей, а во-вторых, литой асфальт не требует уплотнения. Имея жидкую консистенцию, материал самостоятельно набирает прочность и твердость в процессе остывания, имея остаточную пористость в пределах 2%. При укладке разогревается до 190-230°C.
Состав
Рассчитывая, из чего состоит композиция, стоит выделить две группы компонентов: органическое вяжущее вещество и минеральный наполнитель. Проектирование конкретного состава осуществляют с учетом физико-химических свойств материала и нормативных требований.
Основные компоненты смеси асфальтно-бетонной:
1) Щебень либо гравий – для предотвращения ползучести, повышения срока службы нужно, чтобы вяжущее вещество хорошо сцеплялось с зернами заполнителя. Для этого используется чаще всего щебень плотных горных пород и метаморфических карбонатных (чаще известняки, доломиты), в форме куба. Количество пластинчатых зерен должно составлять максимум: 15% для марки А, 25% для Б, 35% для марки В. Объем пылеватых или глинистых включений не должен превышать 1-2%. Щебенку берут с размером зерна 10-40 миллиметров.
Песок и гравий, включенные в состав композиции, должны соответствовать нормам, указанным в ГОСТ8736-93. «Песок для строительных работ.» (106кБ) и ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ.» (179кБ).
2) Песок – отсев дробления щебня или природные залежи (не речной песок) разных фракций ввиду того, что фракции одного размера увеличивают пористость слоя. Песок может быть крупнозернистым (Мк 2.5), среднезернистым (Мк 2.0-2.5) и мелкого зерна (Мк 1.0-2.0). По прочности мелкие заполнители не должны быть марки ниже 1000, максимальный объем глинистых частиц – 0.5%.
Дробленый природный песок и износостойкий высокопрочный щебень обеспечивают нужную шероховатую фактуру покрытия. Песок с минеральным порошком выступает в качестве лигатуры, которая структурирует битум, влияет на устойчивость к теплу, вес и плотность, дает необходимую прочность дороги.
3) Минеральный порошок – должен быть достаточно мелкого помола, чтобы при рассеве во влажном состоянии легко проходил через сито с отверстиями 1.25 миллиметров. Коэффициент гидрофильности не должен превышать единицу. Количество и качество порошка при одинаковых пропорциях других составляющих напрямую влияют на структуру вяжущего. Если порошка слишком много, покрытие будет менее прочным (особенно при минусовых температурах).
4) Битум – продукт переработки нефти, выступает в роли вяжущего, склеивая все крупные компоненты и заполняя промежутки между ними, делая асфальтовую смесь водостойкой и прочной. Битум может быть вязким и жидким, уровень вязкости указывается в документации, зависит от температуры и составляющих. Нужно помнить, что при повышении температуры показатель вязкости понижается, при понижении – вырастает. При минусе вяжущее схватывается и становится очень хрупким.
Марки дорожного битума – БНД 40/60, 60/90, 90/130, 130/200. Вязкие составы применяются для создания смесей любой температуры, выступают главным сырьем для приготовления жидкого продукта при условии добавления разных растворителей. Зимой обычно используют жидкий продукт, со специальными разжижителями и присадками, они в процессе твердения покрытия испаряются и придают битуму обычное состояние.
Состав асфальта
Многим интересно устройство покрытия из асфальтобетонной смеси. Главные компоненты верхнего слоя дороги – это битум, песок, разновидности щебня и гравия. В некоторые сорта также добавляют наполнители и минеральные компоненты для придания смеси повышенной прочности.
Песок в составе асфальтобетонного покрытия играет роль наполнителя, который необходим для равномерного давления смеси на грунт во время укладки и застывания. Без песка дорога бы растеклась, а гравий вылез наружу. В некоторые специальные составы добавляют цемент, который совместно с песком придает покрытию дополнительную твердость.
В качестве минерального наполнителя в строительстве асфальтобетонных покрытий используют измельченную до пылеобразования горную породу, например известняк, мел или песчаник. Он предназначен для заполнения небольших пустот во время укладки дороги. Песчаник наиболее универсален, поскольку он инертен к любому химическому веществу. Мел и известь используют, как правило, на дорогах общего пользования. Песчаник добавляют во время строительства дорог возле химических производств.
В асфальт добавляют резиновую крошку размером не более 1,5 мм в диаметре для придания покрытию эластичности и устойчивости к воздействию воды. Асфальтобетонное покрытие с достаточным добавлением резины в его составе редко подвержено появлению трещин. Однако такой материал является чрезмерно дорогим, поэтому его использование часто бывает нерациональным. Обычно резиновый наполнитель добавляют во время строительства высокоскоростных магистралей.
Какие преимущества и недостатки имеет бетонное покрытие дороги
Благодаря высоким эксплуатационным характеристикам бетонное покрытие дороги может использоваться для строительства автодорог высокой категории, в том числе скоростных автомагистралей и трасс федерального значения.
Преимущества бетонного дорожного покрытия:
- Жесткость;
- Высокая прочность;
- Сопротивление деформации
- Длительный срок службы;
- Стойкость к высоким температурам;
- Экологичность.
За счет высокого качества покрытия срок службы цементобетонных дорог может достигать 30 лет, однако, лишь при определенных условиях эксплуатации. Некоторые недостатки цементобетона делают невозможным его повсеместное использование.
Недостатки бетонного дорожного покрытия:
- Не выдерживает низких температур;
- Плохо переносит перепады температур;
- Невозможно провести ямочный ремонт;
- Долгий набор прочности – до 28 дней;
- Высокая стоимость;
- Сложность правильной укладки.
Основным минусом является то, что недостатки цементобетонных дорог дополняют друг друга, усиливая негативный эффект. В условиях частых холодов и высокой транспортной нагрузки бетонное покрытие дороги будет систематически деформироваться, что потребует постоянного и дорогостоящего ремонта.
С учетом того, что при повреждении цементобетонной дороги необходимо заменять целый участок, движение по проезжей части необходимо полностью блокировать. Кроме того, долгий набор прочности потребует длительной блокировки дорожного движения.
«Даже в комфортных климатических условиях недостатки цементобетона не позволяют использовать его для устройства всех дорожных покрытий именно из-за сложности ремонта. Поэтому даже в США и странах Европы бетонное покрытие дороги сооружается, по большей части, только для скоростных шоссе»
Большинство городских и дворовых дорог во всех развитых странах мира покрывают асфальтобетоном, а статистика популярности цементобетонных дорог формируется за счет протяженности скоростных шоссе.
Если вам требуется устройство покрытия на относительно небольшой площади, то асфальтобетон будет более привлекательным и выгодным материалом. Например, асфальтирование в Мытищах можно произвести максимально выгодно, так как мы располагаем собственными асфальтобетонными заводами в МО, что положительно сказывается на стоимости материала.
Технология устройства литых покрытий по готовому основанию
Устройство асфальтобетонных покрытий осуществляется согласно требованиям СТО (стандарта организации) 2.25.39-2011. В главе 4 этого документа представлен список требований к литым асфальтобетонным смесям и используемым для их изготовления компонентам, а так же определются физико-механические свойства, которые должно иметь готовое покрытие.
Общий перечень работ, выполняемых при устройстве такого покрытия, выглядит так:
- подготовка основания;
- приёмка доставленной на объект смеси и её выгрузка;
- укладка асфальтобетона на подготовленное полотно;
- распределение смеси и её запрессовка чёрным щебнем.
Подготовка основания под будущую трассу
Так как речь идёт об укладке покрытия по уже готовому основанию, подготовительный этап мы пропустим, и начнём непосредственно с финишного покрытия.
Нюансы формирования асфальтобетонного полотна
Основание под будущим покрытием должно быть сухим, температура воздуха – не ниже +5 градусов. Если будет асфальтироваться автодорога, подрядчик работ должен иметь на руках проект организации дорожного движения, в соответствии с которым выставляются дорожные знаки и ограждения.
Если укладка асфальта будет производиться по цементобетонному или асфальтобетонному основанию, его для лучшей адгезии предварительно обрабатывают тонким слоем битумной эмульсии. При больших объёмах работ для этой цели используют гудронаторы – специальные машины для нанесения материалов вяжущей консистенции на основе битума.
Нанесение битумной эмульсии на асфальтируемое основание с помощью гудронатора
При нанесении мастики не допускается применение горячих составов и образования луж. После того, как битум из эмульсии впитается в основание, оставшаяся на поверхности влага должна хорошо высохнуть. Если же из литого асфальта устраивают и верхний, и нижний слой дороги, необходимость в подобной обработке отпадает.
В процессе подготовки фронта работ необходимо:
- заранее заказать основную технику и вспомогательное оборудование, подготовить его к работе;
- обеспечить бригаду требуемым инвентарём;
- определить проектные отметки полотна, и зафиксировать их маяками;
- рассчитать расход литого асфальтобетона, необходимого для работы смены без простоя;
- установить по нивелиру опалубку, с соблюдением проектных отметок и уклона дороги;
Для рельсового финишера опалубка не нужна
До укладки смесь может находиться в транспортировочном средстве при помешивании и обогреве не более 5 часов, и на момент укладки должна иметь температуру не меньше +185 градусов. Распределение асфальтобетонной смеси должно осуществляться одновременно и непрерывно по всей захватке, с укладкой вплотную к ней смежной полосы, для чего уложенное покрытие ровно обрезается по периметру.
Пропускает ли асфальт воду
Асфальт – один из самых популярных материалов, используемых для строительства дорожных покрытий. Он известен своей прочностью и долговечностью. Однако, несмотря на это, ранее асфальт был известен как материал, не пропускающий воду. Разработка новых технологий и материалов привела к созданию водопроницаемого асфальта.
В композиции водопроницаемого асфальта применяют специальные добавки и порошки, которые обеспечивают его способность пропускать воду и предотвращать скопление влаги на дорожном покрытии.
Особенности водопроницаемого асфальта:
- Создание водопроницаемого асфальта возможно благодаря использованию специальных связующих материалов, которые предотвращают скопление воды и обеспечивают ее отвод с поверхности дороги.
- Водопроницаемый асфальт может использоваться для строительства дорог, пешеходных зон, велосипедных дорожек и других видов покрытий.
- Дополнительное преимущество водопроницаемого асфальта заключается в том, что он улучшает безопасность дорожного движения, предотвращая скольжение и образование луж на дорожной поверхности.
- Водопроницаемый асфальт способствует успешному осушению грунта и поддержанию его стабильности, что позволяет избежать просадок и выбоин.
- Инновационные разработки в области водопроницаемого асфальта позволяют создавать материалы, способные снижать шумовые эффекты от движущихся автомобилей.
Несмотря на то, что водопроницаемый асфальт предоставляет ряд преимуществ при использовании в строительстве дорожных покрытий, его стоимость может быть выше, чем стоимость обычного асфальта.
Тем не менее, водопроницаемый асфальт активно применяется по всему миру, так как он обеспечивает эффективный отвод воды, устойчивость к повреждениям, повышает безопасность на дороге и обладает длительным сроком службы.
Состав и технические характеристики
Состав асфальтобетона многокомпонентный. Его подбирают и рассчитывают исходя из условий работы покрытия, а также доступных местных материалов.
Компоненты
На 30-60% асфальтобетонная смесь состоит из щебня или гравия, который получают при разработке месторождений осадочных или вулканических пород, из отходов металлургии. Свойства покрытия во многом зависят от физических характеристик и формы этого крупного заполнителя.
Песок — обязательный компонент асфальтобетона. Он заполняет пустоты между камнями, делая смесь более однородной и плотной. Содержание зерен ограничивают, так как излишек ухудшает износостойкость покрытия. Помимо сыпучего материала природного происхождения используют отсев дробления щебня или осадочных пород, молотый шлак.
Минеральный порошок составляет до 20% массы асфальтобетонной смеси. Это измельченные до состояния пыли осадочные или доломитовые породы, отходы промышленности, зольные шлаки ТЭС. Их применяют в неактивированном или активированном виде. При этом увеличивается водонепроницаемость, прочность и плотность асфальтобетона.
Марку битума подбирают исходя из климатической зоны и нормативной нагрузки на дорожное полотно. Расход продукта переработки нефти составляет 25-90 кг на тонну асфальтобетонной смеси и зависит от пористости заполнителей и режима укладки. Для улучшения эксплуатационных свойств битум модифицируют добавками, содержащими резиновую крошку, вторичный полиэтилен, гашеную известь и адгезионную композицию.
Основные технические характеристики
В зависимости от свойств и применяемого сырья ГОСТ выделяет 3 марки асфальтобетона:
- к I относятся горячие высокоплотные и плотные типов А, Б, Г, пористые высокопористые щебеночные, холодные типов Бх, Вх, Гх;
- ко II — горячие Б, В, Г, Д, пористые, высокопористые песчаные, холодные Бх, Вх, Гх, Дх;
- к III — горячие плотные Б, Г, В, Д.
Основные физико-механические свойства асфальтобетонных смесей определяются маркой, режимом укладки и температурой при проведении испытаний:
- предел прочности при сжатии — нормируется для 0°С — 9-13 МПа, для 20°С — 2-2,5 МПа, 50°С — 0,9-1,5 МПа;
- плотность — 2000-2800 кг/м³;
- водостойкость — 0,6-0,95;
- коэффициент внутреннего трения (сдвигоустойчивость) — 0,62-0,87;
- сцепление при сдвиге при t=50°С — 0,22-0,50 МПа;
- трещиностойкость — 2-7,5 МПа;
- водонасыщение — 1-4% для плотных, 4-10% для пористых;
- пористость для холодных асфальтобетонных смесей — 18-21%;
- морозостойкость F15-50 в зависимости от дорожно-климатической зоны.
Важнейшим показателем является коэффициент уплотнения покрытия из асфальтобетона, характеризующий качество укладки. Его определяют опытным путем. По нормативам величина для холодных составов не должна быть менее 0,96, для горячих — 0,99.
Для измерения коэффициента уплотнения смеси в покрытии вырубают керны, высушивают и находят фактический удельный вес асфальтобетона. После нагрева образцы измельчают, подвергают обработке под давлением. Искомый параметр определяют как отношение реальной плотности к стандартной, полученной в результате испытаний.
Для расчета расхода асфальтобетона на 1 м² покрытия пользуются опытными показателями на 1 см высоты:
- мелкозернистые смеси типов А, Б, В — 24,6-25,7 кг;
- крупнозернистые — 24,2 кг;
- ЩМА — 25,8 кг;
- литые плотностью 1500 кг/м³ — 15,4 кг.
Зачем нужен водопроницаемый асфальт и его достоинства
Пожалуй, инновационным такой асфальт назвать уже нельзя: появился он несколько лет тому назад. Но назвать необычным вполне можно. Что же это такое? Зачем нужен такой асфальт? Об этом мы и расскажем в сегодняшней статье.
Зачем понадобился такой асфальт?
Если хорошенько подумать, то ответ на этот вопрос найти несложно. Более того, он лежит на поверхности. Необходимость такого асфальта, вероятно, каждый из нас чувствует уже давно. Разве кому-то из вас не приходилось, шагая по тротуару, огибать огромные лужи?
Или, например, вам не доводилось замечать, как в некоторых местах на проезжей части скапливались целые океаны? Вот тут-то и нужен асфальт, способный пропускать эту воду через себя.
Необходимость такого материала заметили не только обыватели.
- во-первых, был бы прочен и эффективно переносил приходящиеся на него нагрузки;
- во-вторых, одновременно был бы водопроницаемым.
Разработкой такого материала занималась и английская компания Tarmac. Причем ее специалистам потрудиться пришлось немало: работы велись почти шесть десятилетий. И в результате они создали водопроницаемый асфальт.
Достоинства водопроницаемого асфальта
Разработанный англичанами необычный асфальт отличается повышенной пористостью. Более того, специалисты даже называют его ультрапористым. Укладка такого асфальта гарантирует быстрое удаление воды, оставшейся после обильных осадков. Благодаря этому, дороги, стоянки и тротуары быстро становятся сухими.
Но и это еще не все. Потому что наличие водопроницаемого асфальта водителям позволяет избежать такого опасного явления, как аквапланирование.
Если верхний слой дорожного покрытия состоит из такого асфальта, то вода легко проходит сквозь его пористую структуру. Далее она свободно просачивается через щебень и оказывается уже в грунте.
Новый материал обладает очень интересными характеристиками. Например, потребуется не более 1 минуты, чтобы сквозь инновационное покрытие в почву ушло 4 тыс. л воды.
К этому можно добавить еще одну интересную деталь. Вода, проходящая через асфальтовое покрытие, оказывается в мембране дорожного полотна и в дренажных каналах. Испаряясь, она охлаждает дорогу в период сильной жары.
Новый асфальт и его единственный, но существенный недостаток
Пожалуй, единственным недостатком нового покрытия является невозможность его использования при отрицательных температурах. То есть скорого его появления в России ждать не стоит.
Расчет асфальтобетонной смеси
Правильное дозирование материалов имеет большое значение для получения доброкачественного асфальтобетона. Дозирование может производиться по весу (у смесителей типа Д-152 и Д-225) и по объему (у смесителя типа Г-1).
Во втором случае должны быть определены объемные веса всех материалов, входящих в состав асфальтобетона. Зная объемный вес материалов, легко перейти к нужным соотношениям, отвечающим запроектированным в процентах по весу Приведем пример: запроектирован следующий состав асфальтобетонной смеси для приготовления в смесителе Г-1: 50% щебня, 30% песка, 20% минерального порошка, 7% битума.
Полная загрузка смесителя 3 т.
При подборе состава количество каменных материалов принимается за 100%, а битум берется сверх 100%. Следовательно, в 3 т смеси битума должно быть: 3000 X7 / 100 +7 = 196,2 кг. Общее количество каменных материалов 3000 — 196 = 2804 кг.
Запроектированное количество щебня
50 X 2804/ 100 = 1402 кг. Объем щебня будет равняться 1402/ объемный вес
Так же производится расчет и остальных материалов.
При весовой дозировке необходимо учитывать влажность материала.
Расчет производится следующим образом: предположим, что влажность песка 5%.
Весовое количество сухого песка подсчитывается так же, как и в приведенном выше примере, т. е.
25 X 2804 /100 = 701 кг.
Так как во влажном песке содержится 95% сухого песка и 5% воды, т. е 701 х 5/ 95 = 37,9, или, округляя, 38 кг.
Следовательно, влажного песка нужно взять 701 кг+38 кг=739 кг.
При объемном способе получается менее точная дозировка, поэтому предпочтение следует отдавать весовому способу.