Почему стоит использовать
Главная задача – гидравлическая балансировка. Пример: в многоквартирном доме есть два стояка отопления. В одном температура повышена, во втором – ниже нормы. Причина – горячая вода идет по пути наименьшего сопротивления и большая часть жидкости уходит в ближайший к тепловому узлу контур. На дальний трубопровод приходится меньшая часть тепла. Установив балансировочный клапан на ответственных участках, можно нормализовать распределение температуры для всех потребителей.
- Отдельная ветка с радиаторами и большим расстоянием между ними. Оптимизирует гидравлический баланс, когда изменяется объем протекающей жидкости из-за работы терморегуляторов.
- В контур для буферной емкости. Он регулирует подачу горячей воды для поддержания высокого уровня температуры. При этом не снижается степень нагрева в основном контуре.
- В бойлер косвенного нагрева. Искусственное ограничение притока теплоносителя для регулировки температуры.
Балансировочные клапаны могут устанавливаться в однотрубной и двухтрубной системе отопления. В первом случае они регулируют объем горячей воды, во втором – нормализуют давление между подачей и обратным трубопроводом. Для последнего нужны модели с одной или двумя штуцерами для подключения к регулятору перепада давления. Альтернативное использование – измерение давления до и после устройства с помощью комбинированного манометра.
Трехходовой клапан смесительный для системы отопления с терморегулятором
Какой бывает регулирующая арматура
Производятся различные виды (или правильнее — разновидности) регулирующей арматуры. Из четырех основных типов трубопроводной арматуры в этом качестве используются три — клапаны, краны и дисковые затворы. Только относящиеся преимущественно к запорной арматуре задвижки для регулирования применяются ограниченно. В ряде нормативных документов специально оговаривается нежелательность использования запорной арматуры в качестве регулирующей. Но, как известно, правил без исключений не бывает.
Регулирующая арматура может быть реализована в виде регуляторов. Хотя считать регуляторы самостоятельным типом регулирующей арматуры по конструкции затвора неправильно, поскольку тип арматуры определяется направлением перемещения запирающего или регулирующего элемента относительно потока рабочей среды. А регуляторы ─ это устройства, в которых один из перечисленных выше типов арматуры (например, клапан) является всего лишь частью конструкции.
Основной «массив» регулирующей арматуры формируют регулирующие клапаны, нередко являющиеся наиболее значимым и дорогостоящим элементом контура регулирования.
Регулирующие клапаны могут быть предназначены для выполнения конкретных задач. Например, т. н. дыхательный клапан (другие названия ─ впускной клапан, выпускной клапан) служит для герметизации емкостей, содержащих газ, воздух или пар, обеспечивая поддержание в пространствах этих емкостей заданных параметров давления. С помощью редукционного клапана за счет увеличения гидравлического сопротивления осуществляется снижение рабочего давления в системе.
Существует большое разнообразие конструкций регулирующих клапанов. Они могут иметь один затвор — односедельный клапан или проходное сечение, образованное двумя и более последовательно расположенными на одной оси затворами, ─ многоступенчатый клапан, например, регулирующий двухседельный клапан.
В получающих все большее распространение клеточных клапанах затвор выполнен в виде неподвижной детали, которую из-за наличия в ней профилированных отверстий для пропуска рабочей среды называют клеткой. Перемещающийся внутри клетки плунжер изменяет суммарную площадь открытых сечений этих отверстий, что позволяет клеточному клапану эффективно выполнять регулирующие функции.
Золотник ─ запирающий элемент затвора клапанов, обеспечивающий регулирование расхода рабочей среды, ─ может быть тарельчатым, поршневым (цилиндрическим), сферическим, игольчатым. В последнем случае регулирующий клапан носит название игольчатый клапан.
В качестве регулирующей арматуры применяют обладающие целым рядом преимуществ дисковые затворы. Они требуют мало места для установки, обеспечивают высокую производительность, не приводят к потере давления, с металлическим уплотнением могут применяться в широком диапазоне температур, имеют сравнительно небольшую стоимость.
Хорошо подходят для регулирования вязких жидкостей и пульп шаровые краны. Для управления регулирующей арматурой используются разные приводы: пневматические, гидравлические, электрические.
Перепускной клапан
Перепускная арматура – предохранительное устройство, задачей которого является переброс части теплоносителя из зоны высоко давления в зону сниженного. Устанавливают их чаще всего между прямым и обратным трубопроводами отопления.
При регулировке расхода на отопительные приборы (ручной или автоматической) могут возникать ситуации, когда большинство радиаторов достигают заданной температуры и вход на них закрывается или сильно ограничивается. Тогда в системе резко повышается давление – это может привести к срабатыванию ПСК или повреждению системы при отсутствии такового.
Эту ситуацию нивелирует перепускной клапан – он пропускает излишек теплоносителя в зону с меньшим давлением и закрывается при снижении до заданного значения в контролируемой зоне. Устройство имеет стандартную маркировку.
Запорная, регулирующая, предохранительная арматура – обязательные элементы системы отопления. С их помощью достигается приемлемый режим работы комплекса, комфортная температура, проводятся отключения для ремонта и профилактики, сохраняется целостность оборудования и трубопроводов при возникновении нештатных ситуаций.
Рекомендуем прочитать:
Экраны для радиаторов отопления
Теплый пол в ванной
Внутрипольные конвекторы – устройство, принцип работы и основные модификации
Проектирование системы канализации
Какие бывают радиаторы отопления
Проточные и накопительные газовые водонагреватели
(Просмотров 1 099 , 2 сегодня)
Предназначение. Характеристика
С помощью кранов обеспечивается эффективная работа водопроводов. Система отопления не может работать без этих устройств, а в некоторых ситуациях ее использование без них становится просто опасным.
Когда стояк дает течь, именно запорная арматура перекрывает воду, что дает возможность сделать ремонт и при этом не останавливать всю систему
Важной функцией также будет управление теплоотдачей батареи
Минимальный набор для нормального функционирования обычной системы отопления состоит из нескольких видов запорной и регулирующей арматуры. При соединении к радиатору монтируются запорные шаровые краны на трубы подачи, на отвод и на байпас. На подачу устанавливается механизм для регулировки напора теплоносителя. Сам радиатор должен быть оснащен краном Маевского. чтобы стравливать воздух. Как видим, количество таких изделий существенное и это отнюдь не избыточный вариант.
Вся вместе указанная система позволяет:
- отключать радиатор без перекрытия всего контура для ремонта, замены, обслуживания;
- направлять весь носитель тепла через отопитель при отключенном байпасе;
- управлять мощностью напора через радиатор для снижения или повышения температуры;
- спускать воду, стравливать воздух;
- осуществлять защиту системы от гидравлических ударов, поломок;
- регулировать эффективность и уровень теплоснабжения, что экономит расходы на отопление.
Требования
Критериями видового разнообразия кранов, размещаемых на радиаторах отопления, являются: конструкция, принцип действия и материал
Важно знать, что механизмы такого типа разделяются на запорную и регулирующую арматуру. Какие лучше краны ставить? Нужно учитывать, что они имеют достаточно сложное устройство и должны отвечать ряду требований, чтобы функционировать в непростых условиях
- температура теплоносителя до 200°С;
- должны выдерживать давление в 16–40 Бар;
- высокая коррозионная стойкость;
- стойкость к механическим нагрузкам.
Для систем отопления такие механизмы изготавливаются более устойчивыми. Обычные краны и вентили для холодной воды нельзя ставить в отопительных батареях.
У каждого подключения свои особенности: есть обычные и угловые (для нижнего соединения) краны. Такое разделение позволяет максимально оптимизировать распределения труб при монтаже системы отопления. Особенности конструкции вентилей позволяют спрятать трубы за декором, в стяжке, смонтировать радиаторы в небольшом пространстве под оконным проемом.
В быту применяют обобщающее название – «краны». Но с технической точки зрения правильно различать:
В отопительных системах также используются терморегуляторы, в радиаторах не рекомендуют использовать заслонки или задвижки – они быстро становятся неработоспособными. Если нужна запорная арматура, то лучшими для этого будут шаровые краны. Они имеют только два положения — закрыто/открыто. Для управления напором вручную предназначены вентили с конусом. Также есть механизмы для автоматической регулировки — это терморегуляторы с клапанами или конусами.
Задвижка
Задвижка системы отопления
Задвижки предназначены в основном для полного отключения трубопроводов, регулировка расхода в силу особенностей устройства практически не осуществляется. Исполнительным элементом в задвижке служит плоскостной элемент овальной или клинообразной формы, который при опускании штока по резьбе перекрывает поток воды. Элемент бывает одинарный или сдвоенный.
Материалом изготовления задвижек является углеродистая сталь, чугун, нержавеющая сталь. Присоединение устройств производится через фланцевые соединения. Задвижки имеют обычно большие диаметры и применяются чаще всего на магистральных трубопроводах отопления. На корпусе устройства нанесены величины условного давления и температуры.
Направление циркуляции теплоносителя
Нижнее седельное подключение батарей с применением нижнего вертикального коллектора позволяет не зависеть от направления подачи теплоносителя. Этого не скажешь о боковой и диагональной поводке, а также когда используются радиаторы с нижним узлом подключения: тут подачу необходимо четко выверить. В противном случае может произойти полное прекращение нагревание прибора, или он будет нагреваться очень слабо. Боковое или диагональное подключение предусматривает использование верхней подачи (обратная труба в таком случае идет снизу).
Монтируя биметаллический радиатор с нижним подключением, важно заранее уточнить, какой из входов будет соединяться с подачей. Обычно эту информацию указывают в паспорте. Направления важно не перепутать, т.к
подача в таких отопительных приборах оснащена трубкой, идущей от узла входа вверх. С ее помощью осуществляется доводка теплоносителя до верхнего коллектора. После этого он растекается по радиатору
Направления важно не перепутать, т.к. подача в таких отопительных приборах оснащена трубкой, идущей от узла входа вверх
С ее помощью осуществляется доводка теплоносителя до верхнего коллектора. После этого он растекается по радиатору.
Схемы разводки отопления
Их различают по следующим признакам:
- Количеству труб — одно- или двухтрубные. При однотрубной разводке горячая вода последовательно проходит все радиаторы одного стояка. Понятно, что первому из них достается больше тепла, последнему — меньше. Обеспечение равномерности распределения тепла достигается использованием крана на входе батареи и байпаса — трубы меньшего диаметра, создающей путь для воды в обход радиатора.
- Расположению стояков — вертикальному или горизонтальному.
- Организации кругооборота — естественному или с установленным циркуляционным насосом.
При организации системы отопления квартиры в многоэтажном доме приходится ориентироваться на уже установленную разводку. К примеру, в домах советской постройки применялась однотрубная вертикальная разводка с естественным кругооборотом теплоносителя. При ремонтах таких помещений приходится приспосабливаться к этому, хотя у нее больше недостатков, чем достоинств. Собственно говоря, достоинство только одно — длина труб вдвое меньше, чем при двухтрубном варианте.
В современном строительстве постоянно уделяется внимание экономии энергоресурсов. Экономить тепло можно, в том числе, оперативно регулируя его отдачу и выбирая оптимальный режим обогрева. Потому в новостройки чаще изначально заложена двухтрубная схема теплосети
При бо?льших начальных затратах, она открывает возможности для эффективного управления расходованием энергоресурсов
Потому в новостройки чаще изначально заложена двухтрубная схема теплосети. При бо?льших начальных затратах, она открывает возможности для эффективного управления расходованием энергоресурсов.
Типы трубопроводной арматуры
Несмотря на многообразие видов устройств, относящихся к арматуре трубопроводных систем, специалисты выделяют их четыре основных типа. Отнесение арматуры к тому или иному типу осуществляется с учетом конструкционных особенностей оборудования. Они могут выражаться в направленности движения запирающего/регулирующего элемента по отношению к направлению перемещения транспортируемого вещества.
- Задвижка
отличается перпендикулярным движением запирающего/регулирующего элемента относительно оси движения жидкости или газа по трубопроводной системе.
- Клапан
– это тип устройств с запирающим/регулирующим элементом, который может перемещаться параллельно оси движения, транспортируемого по трубопроводной системе вещества. Специалисты рекомендуют избегать названия «вентиль» в отношении арматуры этого типа, так этот термин может иметь несколько неоднозначных трактовок.
- В кране запирающий/регулирующий элемент
вращается вокруг своей оси, совершая при этом поступательные перемещения. Рабочий элемент оборудования кранового типа имеет форму тела вращения и может перемещаться под разным углом к направлению оси перемещения рабочей среды.
- В дисковом затворе запирающий/регулирующий элемент
совершает вращение вокруг оси, расположенной под определенным углом к оси направления потока вещества, которое транспортируется по трубопроводной системе. Отличие арматуры этого типа заключается в рабочем элементе, имеющем форму диска.
Все вышеперечисленные типы арматуры могут быть структурированы по отдельным составляющим. К примеру, по форме седел и затворов различают клиновые и параллельные задвижки (они имеют выдвижной либо невыдвижной шток/шпиндель).
В зависимости от формы, которую имеют затворы, трубопроводная арматура типа клапана также разделяется на несколько разновидностей. Существуют затворы тарельчатые и игольчатые (имеют конусную форму). Встречаются также одно- или двухседельные клапаны.
Трубопроводная арматура типа крана по форме рабочего элемента может быть конусной, шаровой и цилиндрической.
Разные типы арматуры имеют свои преимущественные характеристики и определенные недочеты. В зависимости от таких характеристик устройства арматура каждого типа имеет свою сферу применения.
Для устройств типа задвижки отличительными параметрами являются:
- значительная строительная высота (расстояние от горизонтальной оси трубопроводной системы до верха шпинделя (штока/привода) в состоянии полного открытия устройства);
- малая строительная длина (расстояние от одной наружной торцевой присоединительной плоскости до другой);
- малое гидравлическое сопротивление;
- значительное усилие на привод затвора;
- медленное срабатывание;
- повышенный износ поверхности седел при использовании в трубопроводах, транспортирующих жидкости с высоким уровнем загрязнения.
Нужно отметить, что задвижки более предпочтительны при использовании в качестве запорной арматуры.
Наиболее распространенным типом трубопроводной арматуры являются клапаны. Их отличительные характеристики выглядят следующим образом:
- небольшая строительная высота;
- значительная строительная длина;
- быстрое срабатывание;
- большое гидравлическое сопротивление с высоким уровнем герметизации.
Клапаны используют во многих устройствах регулирующего вида.
В арматуре кранового типа сочетаются характеристики присущие клапанам (строительная высота и скорость срабатывания) и задвижкам (небольшая строительная длина).
Для дисковых затворов характерными признаками являются:
- небольшая строительная высота;
- малая строительная длина;
- небольшое усилие на затворный привод;
- быстрое срабатывание;
- невысокие параметры гидравлического сопротивления.
Запорная арматура
Такой тип арматуры уменьшает/прекращает подачу теплоносителя в определённом месте трубопроводов или радиаторов. Делается это в принудительном порядке.
Как правило, представлена в виде краников, задвижных элементов с различными конструктивными особенностями. Выбирая модель запорной арматуры для систем отопления следует учитывать способ монтажа и материал, из которого она изготовлена.
Качественный элемент должен выдерживать пиковые температуры, которые способна выдать система и максимальный уровень давления. Эта информация фиксируется производителем в инструкции по эксплуатации или на корпусе запорной арматуры.
Запорная арматура – один из самых важных составляющих отопительной системы. Монтаж осуществляется по всему периметру в местах, где может потребоваться ограничение потоков теплоносителя.
Почти все заводы, выпускающие данные изделия, предоставляют широкий ассортимент моделей для выбора подходящей
Существуют особые параметры, на которые следует обращать внимание при покупке
Для присоединения к магистрали запорная арматура оснащена патрубками. Диаметр которых играет значимую роль. Устройство не должно вызывать какие-либо ограничения потока и объёма вода в открытом состоянии. От уровня регулировки зависит точность. Шаровые краны могут быть использованы для быстрой остановки потоков теплоносителя, а клиновидные позволяют выполнять постепенную регулировку объёмов подаваемой жидкости
Возможность монтажа автоматического регулирующего элемента открытия крана тоже принимается во внимание при выборе продукции
Важно не только понимать, как правильно осуществить монтаж, но и учитывать эксплуатационные качества арматуры, знать её устройство. Самостоятельные попытки произвести установку арматуры без особых навыков и знаний может повлечь за собой множество проблем
Например, неверно установленная арматура будет пропускать теплоноситель сквозь себя или воздух. Давление будет низким и расход жидкости увеличится. Не говоря уже о протечках и других неисправностях.
Типы кранов отопления
Использование таких элементов легко объясняется конструктивными особенностями и ассортиментом, представленным на рынке. Запорная арматура выражается в двух типах кранов:
- шаровые;
- штоковые.
Первые оснащены шаром, который имеет отверстие. Когда рукоять поворачивается, осуществляется регулировка диаметра внутри. Таким образом осуществляется регулировка силы потока жидкости в трубопроводной системе. Характеризуется данный элемент простотой в перекрытии потока.
Пример шарового крана с разъемным соединением
Штоковые, или вентили, используют для запирания шток, оснащённый прокладкой из резины или керамики. Чтобы прекратить/восстановить подачу воды, придётся выполнить несколько оборотов рукоятки. Этот элемент применим в качестве инструмента для более точной регулировки силы потока.
Запорный вентиль
Установка и выбор арматуры выполняется с учётом эксплутационных параметров системы отопления. В противном случае, будет непросто добиться необходимого функционала и задач, поставленных перед арматурой.
Задвижки отопления
Внешне напоминают вентили, но отличаются более крупными размерами. Также иной внешний вид имеют внутренние каналы. За счёт волнового строения внутри, такие элементы обеспечивают исключительную защиту при заметных перепадах давления. Задвижки позволяют сохранить шток в целостности и обеспечить герметизацию арматуры. Их монтаж осуществляют на областях трубопровода, диаметр которых выше 100 мм.
Классификация арматуры по способу монтажа
Арматура муфтовая. Монтируется при помощи муфт (внутренняя трубная, коническая, цилиндрическая или др. резьба). В основном это краны шаровые, чугунные вентили, клапаны небольших диаметров, Ду до 50 мм (в редких случаях до 80 мм). Применяется на бытовой сантехнической арматуре, на специальной и контрольной арматуре.
Арматура цапковая. Монтируется в трубопроводную систему при помощи наружной резьбы, с буртиком под уплотнительное кольцо. Применяется на специальной арматуре высокого давления, на трубопроводах с агрессивной рабочей средой и в случаях, где требуется обеспечить высокую надежность и быстроразъемность соединения.
Арматура штуцерная. Монтируется к трубопроводу с помощью патрубков с наружной резьбой. Ответная деталь трубопровода называется штуцер или ниппель (с внутренней резьбой). Применяется на некоторых типах шаровых кранов, клапанов, соединениях типа «американка» и на специальной (контрольной) арматуре.
Арматура под сварку. Монтируется к трубопроводу с помощью патрубков под приварку. Это самый надежный вид соединения. Используется, в основном, на энергетических задвижках и клапанах высокого давления. Так же, присоединение под приварку, широко применяется на кранах шаровых, на отечественной и импортной трубопроводной арматуре.
Арматура фланцевая. Монтируется к трубопроводу при помощи фланцев, в соответствии с ГОСТ 12815-80. Наибольшая часть задвижек чугунных и стальных изготавливается с фланцевым присоединением. Удобный монтаж, возможность быстрой замены оборудования на трубопроводе, позволяют применять такой вид соединения в большинстве случаев. Кроме задвижек, фланцевое соединение применяется на дисковых затворах, клапанах, кранах, при монтаже фасонных деталей и пожарного оборудования городской водопроводной сети.
Арматура стяжная. Межфланцевое (стяжное) присоединение широко используется для монтажа дисковых затворов, шиберных задвижек, некоторых типов обратных клапанов и регуляторов. Арматура стяжная не имеет своих присоединительных фланцев и стягивается шпильками между фланцами, установленными на трубопроводе. Преимуществом межфланцевой арматуры является надежность соединения и малая масса.
Запорная арматура
Запорная арматура – предназначена перекрывать поток рабочей среды с той или иной степенью герметичности. Поэтому герметичность и ресурс герметичности служат базовыми показателями функциональности и качества запорной трубопроводной арматуры.
Запорная арматура имеет два положения – «открыто» и «закрыто». Промежуточное положение рабочего органа может не предусматриваться.
К запорной арматуре, также, относится:
- Отсечная арматура — арматура с минимальным временем срабатывания, обусловленным требованиями технологического процесса.
- Спускная (дренажная) арматура — предназначенная для сброса рабочей среды из ёмкостей (резервуаров), систем трубопроводов.
- Контрольная арматура — предназначенная для управления поступлением рабочей среды в контрольно-измерительную аппаратуру, приборы.
Основные конструкции запорной арматуры:
- Краны (шаровые, пробковые)
- Клапаны (вентили)
- Задвижки
- Дисковые затворы
Виды кранов для батарей
Для установки на батарее предназначаются :
- запорная арматура для радиаторов (шаровые краны полуоборотные);
- воздушные спускные клапаны (ручной кран Маевского, автоматические воздухоотводчики);
- балансировочные вентили для радиаторов;
- регулировочные вентили, оснащенные термоголовками (клапаны термостатические);
- краны для слива теплоносителя.
Чтобы определиться, какие краны ставить на радиаторы отопления, необходимо разобраться в принципах действия и предназначении каждого устройства.
Кран Маевского
Это ручной воздушный клапан для радиатора отопления, который позволяет удалять воздушные пробки из батарей. Вместо механического крана Маевского допускается установка автоматического воздухоотводчика, но эти изделия выглядят не так эстетично.
Кран Маевского состоит из полимерного корпуса, в который впаяна шайба с резьбой в сквозном конусообразном отверстии. С внешней стороны в шайбу ввинчивается конус соответствующих размеров, также оснащенный резьбой. Для вкручивания и выкручивания конуса предусмотрено углубление под отвертку или специальный ключ, который входит в комплектацию изделия.
Схематичное изображение крана Маевского
Также на корпусе имеется пластиковая шайба с отверстием, через которое и стравливается воздух. Для этого требуется вставить отвертку или ключ в углубление и повернуть конус на один оборот. Когда из отверстия начинает течь вода, запорный конус ввинчивают до упора обратно.
Важно! Рекомендуется устанавливать клапан с углублением под отвертку, так как ключ может затеряться. Ни в коем случае нельзя вывинчивать запорный конус полностью – давление в системе не даст установить его обратно
Шаровые краны: виды и параметры
При монтаже каждого радиатора желательно поставить два шаровых крана или шаровой на подачу и регулировочный – на обратку. Шаровые краны – это запорная арматура, позволяющая перекрывать поток теплоносителя и демонтировать радиаторы без слива теплоносителя из всей системы.
Устройство шарового крана
Ключевым элементом устройства является стальной шар с отверстием для прохода теплоносителя. Шар закреплен на штоке, и при повороте рукоятки на 90 градусов он разворачивается и полностью перекрывает поток среды.
Шаровые краны различаются :
- по материалу изготовления корпуса (латунь, силумин, полипропилен);
- по конструкции (прямой и угловой);
- по пропускной способности (у полнопроходных отверстие в шаре практически совпадает с диаметром трубы, у стандартных – составляет 70-80% от этого показателя).
Рассматривая, какие краны лучше ставить на радиаторы, предпочтение стоит отдать полнопроходным, так как они не уменьшают проходимость системы и не снижают теплоотдачу приборов отопления.
Вентили с термоголовками
Термостатический вентиль для радиатора отопления дает возможность управлять температурой в помещении. В зависимости от модели, настройка термоголовки на определенную температуру выполняется вручную или работа клапана гибко регулируется автоматическим устройством. Под воздействием термоголовки смещается шток вентиля, изменяя его проходное сечение.
Вентиль с термоголовкой
Если установленный термоклапан не имеет функции блокировки потока теплоносителя, дополнительно требуется смонтировать запорный кран, чтобы полноценно обслуживать батарею.
Краны промывочные
Промывочный кран на радиатор предназначен для слива теплоносителя в процессе промывки системы. В конструкцию сварного промывочного крана входит металлический корпус, резиновая прокладка и длинный шток. Чтобы открыть такой кран, используется газовый ключ или пассатижи.
Данное устройство имеет существенный недостаток – резиновая прокладка легко разрушается при эксплуатации крана, что приводит к аварийной ситуации. Вместо сварного промывочника на радиатор рекомендуется поставить радиаторную пробку либо переходник с пробковым вентилем.
Балансировочный вентиль
Вентиль балансировочный для отопления дает возможность отрегулировать температурный режим работы отопительных контуров. Если радиатор не снабжен термостатическим вентилем, используют механический клапан настроечный, у которого вручную задают диаметр проходного сечения, исходя из показаний давления в трубопроводе на отрезках до и после крана.
В системах с корректировкой температуры батарей при помощи термостатических вентилей, автоматический регулировочный кран отвечает за балансировку давления. Балансировочный регулирующий кран монтируют на трубу обратки.
Подпиточный клапан
Подпиточный клапан предназначен для автоматической подпитки системы отопления теплоносителем до заданного давления. Обычно он устанавливается на обратном трубопроводе, к нему подключается линия холодного водоснабжения.
В основе конструкции изделия лежат свойства мембраны, опирающейся на пружину. На мембрану оказывает давление теплоноситель системы отопления, она сжимает пружину. При падении заданного давления мембрана отпускает пружину – открывается проход объему воды из сети ХВС. При достижении заданного давления мембрана сжимает пружину и подпитка прекращается. Устройство имеет стандартную маркировку – направление, диаметр, давление.
Как регулировать балансировочный кран в системе отопления
Перед тем как настраивать баланс радиаторной сети необходимо изучить инструкцию к клапану, которая прилагается при его покупке. В ней обозначена схема регулировки, если пользователь правильно все установит, то сможет реально снизать затраты на тепловую энергию. Регулировку клапана можно выполнить двумя способами.
Первый способ регулировки клапана
Это самый простой и проверенный вариант регулировки, который рекомендуют опытные настройщики теплового режима в водяных сетях теплоснабжения. Для этого потребуется разделить количество оборотов клапана на число батарей, установленных в контуре нагрева по периметру комнаты. Такой прием даёт возможность правильно определять шаг алгоритма настройки. Метод состоит в закрытии всех вентилей в обратном порядке — от крайней к первой батареи по отношению к источнику нагрева.
Например, для тупиковой схемы, имеющей 4 радиатора, оснащенные механическими балансировочными клапанами и регулировкой шпинделя 4.5 оборота:
4.5:4 = 1.1 оборота
- Первый балансировочный вентиль – 1.1 оборот.
- Второй балансировочный вентиль – 2.2 оборот.
- Третий балансировочный вентиль – 3.3 оборот.
- Четвертый балансировочный вентиль – 4.5 оборот.
Второй способ настройки балансира
Существует еще один, очень качественный способ балансировки. Выполняется он намного быстрее, и содержит в себе способность учета некоторой специфики месторасположения батареи. Единственно, что для его выполнения потребуется — термометр контактного типа.
Полный процесс проходит в такой очередности:
- Открывают все вентиля и дают возможность сети войти в температурное равновесие с рабочей температурой, например, в 80 С.
- Измеряют температуру всех приборов отопления.
- Устраняют разницу методом перекрытия первых и средних кранов. Крайние клапаны не регулируются.
- Обычно, первый клапан проворачивается не более чем на 1.5 об, а средние — на 2.5 об.
- Дают возможность системе прийти в температурное равновесие в течение 20 мин
- Производят замер температур и выполняют настройку клапанов дальше, если в этом будет необходимость.
Клапаны предохранительные
Источником опасности является любое котельное оборудование. Котлы считаются взрывоопасными, так как имеют водяную рубашку, т.е. сосуд под давлением. Одно из самых надежных и распространенных предохранительных устройств, сводящее опасность до минимума – это предохранительный клапан системы отопления. Установка данного приспособления обусловлена защитой систем отопления от избыточного давления. Зачастую такое давление возникает в результате закипания воды в котле. Предохранительный клапан ставится на подающем трубопроводе, как можно ближе к котлу. Клапан имеет довольно простую конструкцию. Корпус изготовлен из латуни хорошего качества. Основным рабочим элементом клапана является пружина. Пружина в свою очередь действует на мембрану, которая закрывает проход наружу. Мембрана выполнена из полимерных материалов, пружина из стали. Выбирая предохранительный клапан следует учитывать, что полное открытие происходит при повышении давления в отопительной системе над значением на 10%, а полное закрытие при снижении давления ниже срабатывания на 20%. В следствии данных характеристик необходимо выбирать клапан с давлением срабатывания выше 20-30% от фактического.