Характеристики фреона R410a на линии насыщения
Насыщенная жидкость
Температура | Давление | Плотность | Энтальпия | Энтропия |
---|---|---|---|---|
° С | насыщения, МПа | кг/м3 | кДж/кг | кДж/(кг*К) |
-50 | 1.123 | 1339.761 | 131.4 | 0.726 |
-45 | 1.417 | 1325.036 | 137.8 | 0.754 |
-40 | 1.77 | 1309.941 | 144.2 | 0.782 |
-35 | 2.191 | 1294.45 | 150.7 | 0.809 |
-30 | 2.689 | 1278.534 | 157.3 | 0.837 |
-25 | 3.273 | 1262.162 | 164 | 0.864 |
-20 | 3.954 | 1245.297 | 170.9 | 0.891 |
-15 | 4.743 | 1227.897 | 177.9 | 0.918 |
-10 | 5.651 | 1209.914 | 185.1 | 0.945 |
-5 | 6.69 | 1191.292 | 192.5 | 0.973 |
7.872 | 1171.968 | 200 | 1 | |
5 | 9.211 | 1151.863 | 207.7 | 1.028 |
10 | 10.719 | 1130.887 | 215.7 | 1.055 |
15 | 12.41 | 1108.928 | 223.9 | 1.084 |
20 | 14.299 | 1085.849 | 232.5 | 1.112 |
25 | 16.399 | 1061.481 | 241.3 | 1.141 |
30 | 18.725 | 1035.603 | 250.5 | 1.171 |
35 | 21.293 | 1007.926 | 260.2 | 1.202 |
40 | 24.116 | 978.057 | 270.4 | 1.233 |
45 | 27.211 | 945.435 | 281.2 | 1.266 |
50 | 30.592 | 909.218 | 292.8 | 1.301 |
Насыщенный пар
Температура | Давление | Плотность | Энтальпия | Энтропия | Теплота |
---|---|---|---|---|---|
° С | насыщения, МПа | кг/м3 | кДж/кг | кДж/(кг*К) | парообразования, кДж/кг |
-50 | 1.122 | 4.526 | 401.5 | 1.936 | 270.1 |
-45 | 1.415 | 5.616 | 404.6 | 1.924 | 266.8 |
-40 | 1.767 | 6.909 | 407.5 | 1.913 | 263.4 |
-35 | 2.187 | 8.435 | 410.5 | 1.902 | 259.8 |
-30 | 2.683 | 10.224 | 413.3 | 1.891 | 256 |
-25 | 3.265 | 12.312 | 416.1 | 1.882 | 252 |
-20 | 3.944 | 14.738 | 418.8 | 1.872 | 247.8 |
-15 | 4.73 | 17.546 | 421.3 | 1.863 | 243.4 |
-10 | 5.635 | 20.785 | 423.8 | 1.854 | 238.7 |
-5 | 6.67 | 24.511 | 426.1 | 1.846 | 233.6 |
7.849 | 28.79 | 428.3 | 1.837 | 228.3 | |
5 | 9.184 | 33.696 | 430.2 | 1.829 | 222.5 |
10 | 10.688 | 39.317 | 432 | 1.821 | 216.3 |
15 | 12.375 | 45.759 | 433.6 | 1.812 | 209.6 |
20 | 14.26 | 53.149 | 434.8 | 1.803 | 202.4 |
25 | 16.357 | 61.643 | 435.8 | 1.794 | 194.5 |
30 | 18.681 | 71.44 | 436.4 | 1.785 | 185.9 |
35 | 21.247 | 82.798 | 436.6 | 1.774 | 176.4 |
40 | 24.07 | 96.062 | 436.2 | 1.763 | 165.9 |
45 | 27.165 | 111.722 | 435.2 | 1.75 | 154 |
50 | 30.549 | 130.504 | 433.4 | 1.736 | 140.6 |
Температура кипения фреона 410
Температура, ° С | Давление | Температура, ° С | Давление |
---|---|---|---|
+50 | 29.5 | -10 | 4.72 |
+45 | 26.2 | -15 | 3.85 |
+40 | 22.9 | -20 | 2.98 |
+35 | 19.78 | -25 | 2.35 |
+30 | 16.65 | -30 | 1.71 |
+25 | 15 | -35 | 1.22 |
+20 | 13.35 | -40 | 0.73 |
+15 | 11.56 | -45 | 0.25 |
+10 | 9.76 | -50 | 0.08 |
+5 | 8.37 | -55 | -0.22 |
6.98 | -60 | -0.36 | |
-5 | 5.85 | -65 | -0.51 |
Характеристики фреона R404a
Характеристика | Значение |
Молекулярная масса (г/моль) | 97.6 |
Температура кипения при атм. давлении ( ° С ) | -46.7 |
Массовая доля R125 | 0.44 |
Массовая доля R143a | 0.52 |
Массовая доля R134a | 0.04 |
Плотность жидкости при 25 °С, (кг/м3) | 1048 |
Плотность насыщенных паров при 25 °С, (кг/м3) | 18.04 |
Удельная теплоемкость жидкости при 25 °С, кДж/(кг*К) | 1.502 |
Удельная теплоемкость паров при 25 °С и атм. давлении, кДж/(кг*К) | 0.871 |
Критическая температура (°С) | 72.7 |
Критическое давление, кПа (абс.) | 3735 |
Критическая плотность жидкости, кг/м3 | 485.1 |
Давление паров насыщенной жидкости при 25 °С, кПа (абс.) | 1257 |
Теплота парообразования при нормальной температуре кипения, кДж/кг | 198.7 |
Коэффициент теплопроводности жидкости при 25 °С, Вт/(м*К) | 0.0746 |
Коэффициент теплопроводности паров при 25 °С и атм давлении, Вт/(м*К) | 0.012 |
Растворимость воды в хладагенте при 25 °С, мас.% | |
Предел воспламеняемости в воздухе (0,1 МПа), об.% | Нет |
ODP (потенциал разрушения озона ) | |
HGWP (потенциал глобального потепления) | 0.94 |
ПДК (предельно допустимая концентрация при вдыхании), млн-1 | 1000 |
Вес нетто в стандартном металлическом баллоне (кг) | 10.9 |
Особенности хладагента r404a
Фреон R404a является трехкомпонентным – смесью из трех других хладагентов. В массовом соотношении его состав выглядит так:
- 44%: R125 — C2F5H (пентафторэтан);
- 52%: R143a — CH3CF3 (трифторэтан);
- 4%: R134a — CH2FCF3 (тетрафторэтан).
В отличие от некоторых других трехкомпонентных смесей, этот хладагент близок к азеотропному. Это значит, что все три газа имеют схожие характеристики. Соответственно, при утечке они выходят в равной степени.
За счет такой особенности процентное соотношение компонентов не меняется при его протечке. Соответственно – нет необходимости полностью менять хладагент в системе в случае аварии. Ее можно дозаправить.
По классификации ASHRAE фреон r404a соответствует классу А1/А1. Первое значение значит, что у него очень низкая пожароопасность и токсичнсть. Второе – что его компоненты по отдельности также максимально пожаробезопасны и безвредны для человека.
Стандартный баллон китайского фреона R404a, нетто 10,9 кг.
Особенности использования хладона R410A
Использование фреона требует точной установки давления. При этом мастер должен учитывать те факторы, которые оказывают влияние на его величину. Наиболее существенными являются:
- Рабочие режимы системы.
- Уровень загрязнения механизма, в том числе фильтров и теплообменников.
- Температурные показатели в помещении.
- Погода, которая есть на улице.
Рабочее давление кондиционера способно поменяться не один раз на протяжении суток. Такое его поведение зависит от конкретной обстановки. На него также существенно влияет объем хладона в системе. Точные данные поможет определить таблица давления.
Таблица давления температуры хладагентов
Проблемы могут возникнуть при сильном уменьшении количества фреона в системе. Чтобы понять, сколько его осталось, можно воспользоваться достаточно простым способом:
- Нужно определить температуру газа, который поступает из помещения по соответствующей трубке в конденсатор, находящийся с внешней стороны стены.
- Необходимо уточнить температуру кипения хладагента.
- Если в системе имеется нормальное количество вещества, то разница составит 5–8°C. В противном случае можно говорить, что количество фреона значительно сократилось и требуется провести дозаправку.
Важно также знать, как проверить давление в кондиционере, используя манометрическую станцию. Для этого нужно выполнить такие действия:
-
Определить марку используемого фреона. Она указывается на этикетке с техническими данными на кондиционере.
-
Шлангом синего цвета соединить сервисный порт газовой магистрали и манометр для низкого давления.
- Кондиционер должен работать в режиме, предназначенном для охлаждения.
- Открыть кран станции, расположенный слева.
-
Показания требуется начать снимать сразу, как только компрессор запустится. Чтобы определить давление фреона 410 в кондиционере, понадобится таблица с указанием температуры кипения.
-
Температуру газовой трубки можно узнать, проведя измерения термометром.
- Выполняется анализ результатов по давлению и температуре.
Пытаясь определить давление, можно обойтись и без таблицы фреонов, поскольку на манометрах есть дополнительные шкалы, позволяющие узнать температуру кипения хладона для измеряемого давления. Главное — выбрать станцию с разметкой для используемого фреона.
Температуру кипения можно узнать с помощью шкалы манометра
Анализ результатов разберем на таком примере. Пусть давление у нас 4.6 Бар. Ему будет соответствовать температура кипения +4°C. Используя термометр, находим, что температура патрубка + 11°C. Следовательно, перегрев составляет 7°C. Поскольку для домашних кондиционеров допустимый диапазон 5–8°C, то о фреоне можно сказать, что его количество в системе соответствует норме.
Схема определения количества фреона
Понять, что хладагента не хватает можно по таким признакам:
- Закипание наблюдается в первом витке испарителя. Температура фреона сильно повышается при его прохождении по трубкам, рабочее давление превышает нормативное.
- Поскольку компрессор постоянно всасывает разогретый газ, он плохо охлаждается и демонстрирует перегрев.
- Снижается эффективность охлаждения помещения.
- Наблюдаются слишком частые отключения системы.
- Компрессор, вырабатывающий холод, часто работает в максимальном режиме.
- Трубки, по которым перемещается хладагент в системе, покрываются инеем. Если этому не уделять должного внимания, то может образоваться слой снега.
Чтобы уменьшить потерю хладона, необходимо убедиться в надёжности соединений. О недостаточно качественных соединениях могут свидетельствовать следы масла.
Признаки недостатка хладагента
Также нужно убедиться в том, что в кондиционере нет избыточного количества фреона. В этом случае для полного испарения хладагента не будет хватать времени. При обнаружении данной проблемы потребуется слить излишний объём фреона. После проведения операции давление в системе должно соответствовать нормативному. Убедиться в этом поможет таблица давления.
Используя метод определения количества фреона с помощью измерения температуры газовой смеси, необходимо учитывать, что аномально высокая или слишком низкая температура может быть следствием других причин:
- Капиллярная трубка имеет небольшой диаметр. Её засорение может существенно повлиять на прохождение хладагента.
- Это может произойти вследствие неисправности компрессора или при плохой работе осушителя.
- В некоторых кондиционерах предусмотрено переключение рабочего цикла в обратный режим. Для этого используется четырёхходовой соленоидный клапан. Если он неисправен, это сказывается на температуре используемого хладона.
Технические характеристики фреона R410a
Характеристика | Значение | |
---|---|---|
Молекулярная масса (г/моль) | 72.58 | |
Температура кипения при атм. давлении ( ° С ) | -51.58 | |
Массовая доля R125 | 0.5 | |
Массовая доля R32 | 0.5 | |
Плотность жидкости при 25 °С, (кг/м3) | 1062 | |
Плотность насыщенных паров при 25 °С, (кг/м3) | 18.5 | |
Критическая температура (°С) | 72.1 | |
Критическое давление, кПа (абс.) | 5166 | |
Критическая плотность жидкости, кг/м3 | 488.9 | |
Давление пара при 25 °С, кПа (абс.) | 173.5 | |
Теплота парообразования при нормальной температуре кипения, кДж/кг | 264.3 | |
Предел воспламеняемости в воздухе (0,1 МПа), об.% | Нет | |
ODP (потенциал разрушения озона ) | ||
HGWP (потенциал глобального потепления) | 0.45 | |
GWP (потенциал глобального потепления за 100 лет) | 1890 | |
ПДК (предельно допустимая концентрация при вдыхании), млн-1 | 1000 | |
Вес нетто в стандартном металлическом баллоне (кг) | 11.3 | |
Плотность насыщенных паров при температуре кипения, кг/м3 | 4 | |
Скрытая теплота испарения при температуре кипения BTU/pound | 116.7 | |
Удельная теплоемкость жидкости при 25°С BTU/pound ° F | 0.44 | |
Удельная теплоемкость паров при 1 атм. BTU/pound °F | 0.17 |
Классификация и номенклатура фреонов
В мире принято обозначать все хладоны буквой R (от английского refrigerant – хладагент) с цифрами, первоначально обозначавшими количество атомов того или иного вещества в молекуле. Международный стандарт ISO № 817-74 (его нормы дублированы в отечественном ГОСТ 29265-91) определяет правила маркировки хладонов так:
- первая цифра справа – это числа атомов фтора в соединении;
- вторая цифра справа – это число атомов водорода в соединении плюс единица;
- третья цифра справа – это число атомов углерода в соединении минус единица (для соединений метанового ряда ноль опускается);
- число атомов хлора в соединении находят вычитанием суммарного числа атомов фтора и водорода из общего числа атомов, которые могут соединяться с атомами углерода;
- для циклических производных в начале определяющего номера ставится буква C;
- в случае, когда на месте хлора находится бром, в конце определяющего номера ставится буква B и цифра, показывающая число атомов брома в молекуле.
Так, например, популярный когда-то R12 имеет два атома фтора, не содержит водорода (1-1 = 0), один атом углерода (0+1 = 1), а поскольку валентность углерода равна 4, и две связи заняты атомами фтора, остается два атома хлора. Таким образом, получаем химическую формулу R12 – CF 2 Cl 2.
По химическому составу и степени воздействия на озоновый слой хладоны классифицируются следующим образом:
Группа | Класс соединений | Распространенные фреоны, входящие в группу | Воздействие на озоновый слой |
---|---|---|---|
A | Хлорфторуглероды (ХФУ, HFC) | R11, R12, R13, R111, R112, R113, R114, R115 | Вызывают серьезное истощение озонового слоя, применение запрещено Монреальским протоколом |
Бромфторуглероды | R12B1, R12B2, R113B2, R13B2, R13B1, R21B1, R22B1, R114B2 | ||
B | Гидрохлорфторуглероды (ГХФУ, HCFC) | R21, R22, R31, R121, R122, R123, R124, R131, R132, R133, R141, R142, R151, R221, R222, R223, R224, R225, R231, R232, R233 | Вызывают слабое истощение озонового слоя, применение ограничено Монреальским протоколом |
C | Гидрофторуглероды (ГФУ, HFC) | R23, R32, R41, R125, R134, R143, R152, R161,R227, R236, R245, R254 | Озонобезопасные фреоны, не попадают под Монреальский протокол |
Однако экологические и химические свойства фреонов – не единственные их характеристики. Важны и их физические свойства: температура кипения, критические температура и давление и другие. Именно эти свойства определяют, подойдет хладагент для решения конкретной задачи или нет. В таблицу ниже сведены некоторые основные свойства популярных хладагентов, включая их «климатические» коэффициенты – озоноразрушающий потенциал (ОРП, ODP) и потенциал глобального потепления (ПГП, GWP). В основном в таблицу включены фреоны группы ГФУ (С), так как группы ХФУ и ГХФУ в скором времени будут выведены из обращения. Т кипения – температура кипения при атмосферном давлении, Т критическая – температура, выше которой жидкая фаза хладагента существовать не может. В столбце «горючесть» NF означает Non flammable, то есть негорючий, LF – low flammable, то есть слабогорючий.
Запрет R-22
В 1987 году в Монреале был подписан протокол, призванный защитить озоновый слой Земли от разрушения. Он предусматривает снижение производства и использования разрушающих озон веществ и технологий. К ним относится и хладагент-22 (R22, Дифторхлорметан).
Программа действия Монреальского протокола в развивающихся странах:
- 1987 г. – Принят Монреальский протокол;
- 2015 г. – Сокращение поставок R22 на 10%;
- 2020 г. – Снижение поставок R22 на 35%;
- 2025 г. – Снижение поставок R22 на 37,5%;
- 2030 г. – Полный запрет R22.
Первыми отреагировали производители климатической техники. Начался выпуск кондиционеров и холодильного оборудования на безопасных для озона хладагентах: r404a, r407c, r410a и т.д. За ними последовали производители фреонов.
Как понять, что кондиционер пора заправить
Другое название конденсатора — радиатор, и эту деталь автомобиля периодически чистят от пыли и загрязнений, что помогает избежать коррозии
Даже в исправном состоянии система кондиционирования автомобиля постепенно теряет хладагент (фреон). Согласно нормативам, потеря 15% фреона за один год считается нормальным показателем. По техническим условиям утечка 50% хладагента и более приводит к тому, что автомобильный кондиционер уже не в состоянии работать эффективно. Поэтому даже исправно работающую систему необходимо заправлять хладагентом каждые 3 года.
Однако в старых автомобилях ситуация выглядит иначе. Потеря фреона может происходить намного быстрее и в больших объёмах. Поэтому на таких машинах автокондиционер нуждается в заправке гораздо чаще.
Заправлять кондиционер также придётся, если произошла разгерметизация системы кондиционирования из-за поломки. В этом случае перед заправкой необходимо устранить причину утечки, которая обычно кроется в механических повреждениях трубок либо в коррозии конденсатора кондиционера. В первом случае нужно заделать места утечек герметиком, во втором, вероятнее всего, придётся заменить сам конденсатор.
Способы заправки кондиционера
Заправку кондиционеров фреоном рекомендуют производить не реже, чем раз в 1.5-2 года. За это время происходит естественная утечка значительной части хладагента, которую необходимо восполнить. Эксплуатация охладителей без дозаправки в течение 2 лет и более может привести к поломке устройства из-за перегрева и износа деталей, а также утечки масла.
Дозаправкой устройств кондиционирования занимаются специализированные службы. Однако если есть необходимые инструменты, эту процедуру можно провести самостоятельно.
Новичок может сделать эту процедуру двумя способами:
- По давлению. Чтобы узнать количество фреона, нужно посмотреть в инструкцию кондиционера — там будет указан уровень давления в системе. Затем необходимо присоединить к устройству коллектор — он покажет реальный уровень давления в охладителе. Путём вычитания полученной величины из параметров, указанных в документах, несложно узнать необходимое количество вещества для дозаправки.
- По массе. При полной заправке кондиционера, можно узнать необходимый объем по массе. Для этого также нужно обратиться к документации. При заполнении устройства фреоном, баллон с хладагентом для кондиционера ставится на точные весы. В процессе перекачивания, нужно внимательно следить за весом баллона и при восполнении недостатка вещества, сразу отключать систему.
Заправка кондиционера: алгоритм действий
Перед тем как заправить систему кондиционирования фреоном, нужно подобрать необходимые инструменты и материалы. Для этого потребуется манометр, баллон с фреоном, вакуумный насос, а также весы, по которым будет определяться объем хладагента в кондиционере.
Алгоритм действий при заправке кондиционера:
Сначала нужно отключить охладитель от электричества и определить необходимое для заправки количество фреона по весу или давлению в системе.
А также нужно «продуть» трубки с помощью азота, чтобы удалить из системы лишние примеси и убедиться в герметичности системы
Это важно сделать в том случае, если существует подозрение на утечку хладагента из-за повреждения системы.
Затем нужно закрыть трехходовой клапан по часовой стрелке.
Чтобы определить уровень давления и совершить дозаправку, нужно присоединить к штуцеру манометрический коллектор.
После этого трехходовой клапан снова открывается, к коллектору присоединяется баллон с хладагентом и перекачивается в систему.
Сравнительная таблица хладагентов
Ранее при производстве холодильных установок использовали аммиак, как хладагент. Однако это вещество губительно влияет на экологию и разрушает озоновый слой, а в больших количествах может создавать проблемы со здоровьем у людей. Поэтому учёные и производители начали разрабатывать другие виды охлаждающих веществ.
Современные виды хладагентов безопасны для экологии и людей. Они представляют собой различные типы фреонов. Фреон — это вещество, которое содержит фтор и насыщенные углеводороды, отвечающее за теплообмен. На сегодняшний день существует более сорока видов таких веществ.
Фреоны активно используются в бытовых и промышленных приборах, работающих на охлаждение воздуха и жидкостей:
- В качестве хладагента в холодильнике.
- Для охлаждения морозильной камеры.
- Как хладагенты для сумок-холодильников.
- Для охлаждения воздуха в кондиционере.
Таблица свойств позволяет выбрать оптимальный вид хладагента. Она отражает основные свойства фреонов: температуру кипения, теплоту парообразования, плотность.
ХФУ — хлорфторуглероды, ГХФУ — гидрохлорфторуглероды, ГФУ — гидрофторуглероды
Применение фреонов
В основном хладоны применяются в морозильном и климатическом оборудовании, а также в установках для тушения пожара. В морозильниках и кондиционерах фреоны выполняют функцию холодильного агента. В данном случае используются их способности:
- поглощать тепло извне при испарении;
- отдавать энергию при конденсации.
Переход из жидкого состояния в газообразное происходит в специальном испарителе, охлаждающем воздух в помещении. Далее фреон в виде газа поступает в конденсатор, где создается высокое давление, там он конденсируется. Данный процесс сопровождается выделением тепла, которое выводится на наружный блок.
|
Негативное воздействие старых фреонов на озоновый слой
Ставшие классическими хладагенты R12 и R22 являются далеко не самыми безопасными для озонового слоя и человека. Например, хладон 22 способен вызывать у людей сонливость и упадок сил, после которого резко наступает возбуждение. Именно поэтому R12 и R22 применялись только в промышленных холодильных установках, а с принятием Монреальского протокола вовсе выводятся из эксплуатации.
В настоящее время им на смену приходят более безопасные хладагенты R407C и R410A. Последний является современной азеотропной смесью, состоящей в равных пропорциях из дифторметана R32 и пентафторэтана R125. Фреон R410A работает как однокомпонентный хладон и совершенно не влияет на озоновый слой.
Вывод: при подборе хладона отдавайте предпочтение современным и экологически безопасным продуктам.
Как проверить масло в компрессоре
Когда компрессор работает, масло циркулирует по системе, после выключения кондиционера в нем остается часть масла. Проверяем уровень масла в компрессоре так:
- даем поработать кондиционеру в охлаждающем режиме около двадцати минут;
- проверяем уровень масла в компрессоре через смотровое окно – оно должно находиться на отметке выше нижней точки, но выше 1\8 высоты смотрового окна;
- при этом масло не должно вспениваться, и если это происходит, вероятно, есть утечка фреона, которую следует устранить. Если масло выше нормы, излишки его необходимо удалить из системы, при низком уровне масло нужно добавить.
Нормализуем показатели
Электронная схема кондиционера на автомобиле. Все о конструкции, принципе работы и обслуживании автомобильного кондиционера
Контроль работы кондиционера крайне важен. Как показывает практика, машина, которая проездила более трех лет, неизбежно нуждается в подкачке фреона. Это необходимо как для обеспечения нормальной работы климатической установки, так и более эффективного и быстрого охлаждения воздуха.
Произвести самостоятельное пополнение количества фреона несложно. Помимо манометрической установки, стоит иметь баллон со сжатым газом, который может подсоединиться к манометру посредством переходников при обеспечении бесперебойного контроля необходимых показаний.
Подсоединив манометр с баллоном к трубке кондиционера, необходимо завести двигатель и еще раз проверить давление. Затем необходимо включить устройство охлаждения на полную мощность, выставив минимальную температуру в салоне и переведя заслонки в режим рециркуляции.
Вывернув кран баллона, можно подкачивать фреон в необходимом количестве. Как только манометр выдаст ожидаемые показания, кран стоит перекрыть и отсоединить баллон, закрыв затем крышку на патрубке.
История появления
Фреон R404a вышел на рынок в 1993 году в качестве заменителя R502. 404-ый хладагент считается озонобезопасным, его потенциал разрушения озонового слоя равен нулю. Также газ не оказывает значимого парникового эффекта. Причиной разработки стал Монреальский протокол, подписанный в 1989 году.
Начиная с 2000 годов, производители начали массово выпускать оборудование, в котором изначально использовался хладон r404a. в основном это промышленные и бытовые холодильные установки.
18 декабря 2000 года Significant New Alternatives Policy (SNAP) Program (программа политики существенно новых альтернатив) постановила, что хладагент R-404a допустимо использовать как альтернативу R-502 в:
- Холодильных складах;
- Для перевозок с охлаждением;
- Торговых (пищевых и непищевых) автоматах;
- Охлаждающих автоматах;
- Промышленных холодильных автоматах;
- Домашних морозильных камерах.
Многие производители стали регистрировать свои торговые марки хладагента. Некоторые из них немного изменяли соотношение компонентов, или добавляли незначительную примесь другого газа. Но существенных отличий в характеристиках не добились. Торговые марки, являющиеся аналогами хладагента R404a:
- ГФУ-404
- HFC 404 A
- SUVA HP62
- FX70
- Genetron 404a
- Forane 404a
- Solkane 404a
Маркировка на баллоне хладагента DuPont SUVA HP62, аналога R404a
Основные неполадки сплит-системы, связанные с давлением
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся поломки прибора и их причины возникновения, связанные с давлением.
- Низкий уровень. Он может свидетельствовать об утечке хладагента и его недостатке. Также он может появиться при плохой работе испарителя. При некачественной работе вентиля регулирования температуры также может возникнуть неисправность.
- Высокий уровень. Если на манометре указано значение высокого давления, это может означать, что при проведении процедуры заправки вы превысили уровень фреона. Также способствует его повышению плохо работающий конденсатор. Еще одной причиной может послужить наличие и скопление в приборе газов, не поддающихся изменению своего состояния.
Виды фреона для систем кондиционирования
Около полувека, основным хладагентом в бытовых системах кондиционирования воздуха был фреон 22. Приблизительно с середины 80-х годов прошлого века, на его использование начались серьезные гонения, так как якобы хлор, который является составляющей этого газа, оказывает влияние на озоновый слой, защищающий нашу планету от жесткого ультрафиолета. Этот вброс хоть и не был на 100% доказан, но эта информация повлекла за собой разработку новых и более безопасных хладагентов: фреонов R410 и R407.
Новые виды не смогли полностью вытеснить R22 с рынка климатической техники, благодаря простоте обслуживания и некоторым физическим свойствам этого газа. Сегодня в бытовых сплит-системах чаще всего используются: R22; R410 и R407.
Фреон R22 чаще всего можно встретить в системах кондиционирования, применяющихся в быту, производстве и транспортировке скоропортящихся грузов. Так как этот на этом типе хладагента работала практически вся холодильная техника, выпущенная до конца прошлого века, заправка кондиционеров этим газом наиболее востребована.
Фреон R410 – это бесцветный газ, который является полноценной заменой предшественнику. Сейчас он используется в новой климатической технике, независимо от ее назначения. Одной из особенностей этого заза является то, что при утечке его из кондиционера, более чем 35% требуется полная перезаправка техники.
Фреон R407 – это не что иное, как смесь нескольких газов, каждый их которых отвечает за определенные физические свойства хладагента. Чаще всего применяется в мультизональных или полупромышленных сплит-системах. Этим типом газа нельзя дозаправлять климатическую технику: при утечках его необходимо полностью слить и только после этого производить процедуру заправки.
Аналоги и заменители хладона R12
В холодильном оборудовании, работающем на фреоне R12, используется только минеральный растворитель. Хлор растворяется только в таком виде масла. Заменитель будет содержать либо в небольшом количестве хлор, либо должны применяться горючие газы, которые также можно растворить в минеральном веществе. Здесь нужно решить, что важнее:
- безопасность;
- практичность и хорошо работающее устройство.
Если в холодильник заливают, к примеру, пропан вместо R12, то он работает. Но присутствие более 1 кг такого вещества делает прибор взрывным устройством. При некоторых условиях он способен воспламеняться:
- неправильно смешанные вещества;
- заливка большего количества, чем положено;
- нагревание и расширение объема смеси.
Такая перспектива не радует, поэтому нужно искать дальше. Хлорсодержащий R22 не подходит, так как давление у него выше. Выход нашли и не один. В R22 начали добавлять различные вещества, снижающие давление газа и не мешающие ему растворяться. Все аналоги фреона R12 отличаются добавками к R22.
Вот некоторые из них:
- R21 применяется только в России. Температура кипения у него выше: +8,7 градуса. При эксплуатации со временем может произойти остановка компрессора и повреждение клапана.
- R142B – недорогая добавка. Для разного оборудования подбирают оптимальное соотношение R22 и R142B. Если соединительных узлов больше, тогда 22 будет испаряться быстрее и в процентном соотношении его должно быть больше. Если потенциальных мест протечки меньше, тогда процентное соотношение веществ будет другим – R22 потребуется меньше. Для заправки в кондиционер такой смеси нужно не более 80 % от количества R12.
- R406A – оптимальное соотношение цены и качества, а также хорошей работы оборудования на такой смеси. Вещества под кодом 22 и 142B смешиваются в пропорциях 55 % и 41 % соответственно.
- R401 и 409 – самые дорогие, но хорошие заменители. Их стоимость сопоставима с самим хладоном R12. Переплачивать за экологию пока нет смысла – контролирующие органы в России не ходят по квартирам и не проверяют, какой хладагент циркулирует в системе.
Запрет
Фреон R22 был разработан для замены устаревших газов R12 и R502. Его основное отличие – низкий потенциал разрушения озонового слоя. Впоследствии оказалось, что хладагент-22 имеет оказывает сильное влияние на парниковый эффект. Его потенциал глобального потепления GWP равен 1700.
С 2010 года в Европе и США запрещено производить оборудование, использующее фреон R-22. С 2013 года запрещен ввоз этого газа в РФ. Хотя собственное производство есть. Дело в том, что перевод оборудования на другой хладагент – дорогое мероприятие. Для наглядности приводим график потребления R22 в США (в процентах к 2010 году):
Диаграмма потребления фреона R22 в процентах по отношению к 2010 году.